ROCKMUSIC | 28 апреля 2002 г |
| |
ИМЕНА. Рок-группа "АРАКС" (Часть 1) | |
В это невозможно поверить - "Аракс" снова собирается вместе! Этот коллектив стал настоящей
легендой отечественной рок-музыки. С уверенностью смею утверждать, что каждый из музыкантов, участвовавших в группе,
достоин того, чтобы попасть в энциклопедию русского рока, если таковая когда-нибудь будет написана. Яркая индивидуальность, профессиональное мастерство, своеобразное музыкальное мышление - вот далеко не полный перечень достоинств коллектива. Однако, не будем забегать вперёд и прежде чем говорить о сегодняшнем дне "Аракса", вспомним его историю, отправившись в бурные 60-е, переломные 70-е и застойные 80-е. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ГРУППЫ "АРАКС" Стоит заметить, что за последние пятнадцать-двадцать лет история "Аракса" во многих СМИ и книжных изданиях содержит немало неточностей, а в некоторых местах - просто не соответствует действительности. Высказываются предположения, что название группы происходит от одноимённой реки. К тому же, некоторые склонны считать, что, творческий отсчёт "Аракса" берёт своё начало с участия в знаменитой рок-опере театра "Ленком" - "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" в конце 70-х годов. Однако, эти мнения - ошибочны. Поэтому попробую восстановить историческую справедливость. ПРЕДЫСТОРИЯ. ЭРИК КАСАБОВ. Группа "ЭКОНОМИСТЫ". У истоков создания группы "Аракс" стоит ЭРИК КАСАБОВ, на тот момент - студент экономического факультета МГУ (отделение зарубежной политэкономии). По воспоминаниям одного из музыкантов, игравших в группе "Аракс" АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, Касабов был человеком высокой культуры, красавцем армянином, напоминающим чем-то знаменитого бразильского футболиста Ривелино, талантливым спортсменом и, судя по всему, нормальным студентом, поскольку поступить на экономфак университета в то время было не так-то просто. Это была своеобразная дипломатическая школа МГУ, и в неё тогда попадали дети очень высокопоставленных родителей, либо те, чьи родители имели "большой блат", либо известные спортсмены и особо подающие надежды студенты. Эрик Касабов как раз относился к последним. Он был известным прыгуном в воду и человеком, энергично интересовавшимся проблемами управления в фирмах США и Японии. (В последствии, даже стал - кандидатом наук). Благодаря обучению на "зарубежке" Касабов достаточно свободно владел английским и имел довольно удачное произношение. К сожалению, его спортивная карьера неожиданно потерпела катастрофу - во время одной из тренировок перед поездкой в Мехико Касабов неудачно прыгнул с девятиметровой вышки и ударился глазами о воду. Началось отслоение сетчатки и быстрая потеря зрения, угрожавшая полной слепотой. Врачам клиники Гельмгольца удалось в какой-то мере вернуть зрение, однако о продолжении спортивной карьеры не могло быть и речи. Тем не менее, надо было знать волю Эрика. Говорят, что талант имеет свойство трансформироваться, показывая высочайшие результаты всегда, к какой бы области он не обращался. В случае с Касабовым эти метаморфозы полностью себя оправдали. Ещё с повязками на глазах он взялся за гитару и начал с "нуля" постигать бит. А ко времени выписки из больницы его музыкальное хобби уже начинает конкурировать с его основной специальностью. Он мало-помалу подбирает музыкальных единомышленников у себя на факультете и, в конце концов, организует первую более или менее известную в университете "битовую команду". Группа получает название "ЭКОНОМИСТЫ" (в честь факультета). На настоящий момент достаточно непросто установить точную дату возникновения. Предполагаю, что это период 1968 (69) года. В составе группы выступали: - Эрик Касабов - бас-гитара, вокал; - Гарик Касабов - ударные; - Алексей Пантелеев - соло-гитара. Это было время повального увлечения западной музыкой, особенно "The Beatles". Как и многие, стихийно возникающие команды того периода, группа "Экономисты" начала с подражания своим кумирам - исполнения песен на английском языке. Естественно, амплуа исполнителя берёт на себя Эрик Касабов. С момента своего появления "Экономисты" сразу приковывают своё внимание высокой техникой исполнения, особенно в музыкальном плане. Стоит заметить, что уже в начале 70-х, когда возник легендарный "Аракс", иностранцы, обучающиеся на тот период в МГУ, не без оснований считали группу Касабова советским двойником "Сантаны". Действительно, ребята играли так, что отличить их музыку от оригинального исполнения было невозможно. Здесь стоит отметить ещё два, немаловажных момента. "Пионеры" советского рока не имели необходимой материально-технической базы, поэтому доставали или мастерили инструменты как могли. "Экономистам" в этом плане повезло. Их менеджером стал владелец аппаратуры ЮРИЙ СААКОВ. Он помог ребятам и взял на себя функции организатора концертов. Что касается концертов, то существует мнение, что организовывались они подпольно. Спорный момент. Многие "первопроходцы", в том числе лидер знаменитого "Сокола" ЮРИЙ ЕРМАКОВ, утверждают, что это не так. Конечно, музыка, которую исполняли музыканты, шла вразрез с образцами официальной советской культуры, но никакого противостояния со стороны властей тогда не ощущалось. Власти занимали скорее наблюдательную позицию. И потом, влияние рок-н-ролла на умы и души было настолько велико, что в 60-е годы в нашей стране, особенно в Москве, это приобрело характер массовой болезни. Поэтому музыканты без особых проблем выступали на предприятиях, в институтах, на танцплощадках и даже в небольших кафе. Причём приглашающей стороне в некоторых случаях удавалось даже... заплатить деньги музыкантам! Организаторы собирали деньги за билеты, часть выручки платили музыкантам. Причём, всё осуществлялось "напрямую" и со стороны выглядело достаточно официально. Организовывался "Устный журнал" или подобное мероприятие, и рамках "этой акции" и проходил концерт. С кафе, как вы понимаете, всё происходило ещё проще. К тому же, существовала система "телефонной связи", когда каждый человек обзванивал своих знакомых, те - своих, и так далее... Про танцы и говорить нечего - вспомните эпизод из известного фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница". При установленной "танцевальной" таксе - 1 рубль, музыкантам иногда удавалось зарабатывать до... 30 рублей за выступление! Правда, на всех, но по тем временам это было немало! Конечно, не у всех команд была в то время такая ситуация, и потом, не стоит забывать, что это было время повальной "битломании" - никому в голову не приходило всерьёз задумываться о деньгах. Однако, вернёмся к "Экономистам". Вскоре, вместо ушедшего Алексея Пантелеева соло-гитаристом группы становится ЮРИЙ ШАХНАЗАРОВ. Музыканты принимают решение о смене названия. НОВОЕ НАЗВАНИЕ ГРУППЫ "ЭКОНОМИСТЫ" - "АРАКС". Это событие произошло весной 1971 года. В одном из блоков Ж главного здания МГУ, где располагалось общежитие экономического факультета, (Касабов, кстати, родом из Баку) группа "Экономисты" долго обсуждает новое название группы. В конце концов, решили присвоить ему имя мамы Касабова, которую звали АРАКСА. В принципе, это было справедливо. Ведь именно мама Эрика более шести месяцев бессменно дежурила у кровати в то время "слепого музыканта" и в итоге помогла сыну вернуться к свету, а сын, создав одну из самых ярких в Москве бит-групп, не мог не посвятить ее славу своей матери; да и группа при выборе названия не могла не пойти навстречу своему "духовному отцу и создателю", ибо во многом благодаря Касабову взошла звезда "Аракса". Конечно, не последнюю роль при выборе имени сыграло и то, что ко времени расцвета группы, большую часть коллектива составляли армяне и были родом из Азербайджана. А если вспомнить географию, то достаточно привести в пример знаменитую реку АРАКС. Она расположена на границе с Турцией и Ираном, имеет весьма бурный характер. Очевидно, это сыграло немаловажную роль в том, что не было возражений. Кстати, именно это "совпадение" в последствии позволило некоторым книгам по отечественному року ошибочно утверждать, что название группы произошло от названия реки, напор которой был под стать напору рок-н-ролла. Таким образом, возникло название группы "АРАКС", которая ещё задолго до этого заявила о себе как одна из самых ярких групп конца-60-х - начала 70-х годов в Москве. Чтобы избежать неточностей, которыми (опять же) грешат некоторые издания, назову ОРИГИНАЛЬНЫЙ состав группы "АРАКС" (весна 1971 года): - Эрик Касабов - бас-гитара, вокал; - Гарик Касабов - ударные; - Юрий Шахназаров - соло-гитара; - Юрий Сааков - менеждер группы. Кстати, интересно, что Юрий Шахназаров был единственным коренным москвичём и армянином только по отцу. Такова была истинная предыстория группы "Аракс" и история имени группы, которая стала одной из ярких страниц в истории отечественного рок-н-ролла. ГРУППА "АРАКС". Творческие поиски продолжаются. Популярность группы "Аракс" растёт с каждым днем. Музыканты начинают всерьёз подумывать об усилении состава. В первую очередь, был необходим клавишник. По поручению группы Юрий Шахназаров приглашает в "Аракс" АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, игравшего в тот момент в группе "Скоморохи". Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов "Аракса": - Эрик Касабов - бас-гитара, вокал; - Александр Буйнов - клавишные, вокал; - Юрий Шахназаров - соло-гитара; - Борис Богрычёв - ударные Это был, пожалуй, самый авангардистский по репертуару и качеству его исполнения состав в Москве на тот период. "Аракс" прославился, играя композиции таких групп, как "Santana" "Led Zeppelin" "Ten Years After" "Deep Purple". Конечно, музыканты много импровизировали, но, прежде всего, коллектив отличался умением играть, как говориться, "один в один", исполняя зарубежные композиции. Кстати, "Араксу" удалось в то время сделать несколько хороших магнитофонных записей со своих "живых" концертов. Меломаны утверждали, что по музыкальному звучанию их трудно было отличить от оригинальных импортных дисков. Несколько слов про ударника группы БОРИСА БоГРЫЧЁВА. Он до сих пор считается одним из лучших барабанщиков отечественного рока. Используя оригинальную технику игры, он один "стучал" то, что делали трое ударников из "Сантаны" вместе. Недаром ходили разговоры, что в начале 70-х американская радиостанция "Би-Би-Си" назвала его "русским Джинджер Бейкером", сравнивая с западным королём барабанов тех лет. Кроме "испортного" исполнения музыканты активно включали в свою программу и собственные композиции. Особой популярностью пользовались песни Александра Буйнова - "Шёлковая трава" и "Меня маменька вскормила" и, конечно же, знаменитые "Мемуары": Скоро стану я седым и старым, Вот тогда и напишу я эти мемуары... Эта песня стала забойным хитом 70-х. Сегодня её нередко исполняет Евгений Осин, на одной из виниловых пластинок которого, мягко говоря, абсолютно неверно указаны авторы. Мемуары" были написаны в период 1967 (68) года одним из первых рок-поэтов, персональным "текстовиком" группы "Скоморохи" (а позднее - группы "Круиз") ВАЛЕРИЕМ САУТКИНЫМ. Музыку сочинил ЮРИЙ ШАХНАЗАРОВ, будучи тогда ещё совсем юным. В период с мая 1972-го по май 1973-го "Аракс" с успехом выступает в Москве и её окресностях, особенно на танцах в Люберцах. Как я уже говорил, материальный вопрос в коллективе был урегулирован настолько, что ничто не мешало ребятам действительно наслаждаться творчеством и по-настоящему дарить радость тем, кто приходил потанцевать или просто послушать хорошие битовые вещи. Стоит заметить, что мастерство "Аракса" по достоинству отмечали их не менее талантливые собратья по року. Так, например, Александр Барыкин (правильно - Бырыкин) живший тогда в Люберцах, ходил на концерты группы с широко открытыми глазами и неустанно повторял музыкантам: "Вы обалденно играете!" "Аракс" приметили не только музыканты. Во второй половине 1973 года группа играла так, что её постоянно атакуют заманчивыми предложениями самые разные видные деятели культуры. Однажды на концерт "Аракса" попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола... В одном из следующих выпусков рубрики Имена читайте продолжение творческой биографии группы "Аракс". Рубрику подготовил Алексей Карамышев. Алексей Карамышев, специально для РокмЬюзик.Ру На фото: идейный вдохновитель и создатель группы "Аракс" - Эрик Касабов RM2002 | |
| |
Copyright © 2002 | www.rockmusic.ru |