Кракелюр это: «Кракелюр» — происхождение и значение слова

Кракелюр это: «Кракелюр» — происхождение и значение слова

20.05.2021

Содержание

«Кракелюр» — происхождение и значение слова

Кракелюр — это трещины, которые появляются на лаке или красочном слое. Как правило, они возникают на картинах или керамических изделиях от старости. Еще кракелюр образуется из-за перепада температур и неправильного хранения предметов искусства. Он может возникнуть только в одном месте или сразу везде. Иногда на картинах трещины проходят через все слои красочного слоя, а иногда — через один.

Русский термин «кракелюр» — калька французского слова craquelure, которое, в свою очередь, происходит от английского глагола to crackle — «трескаться».

Кракелюр известен с древности. Еще в Средние века пытались создать лаки, которые бы не трескались со временем. Однако оказалось, что полностью избежать подобных трещин — невозможно.

Сегодня эксперты могут по кракелюру определить возраст, место происхождения и автора картины или керамического изделия. Искусствоведы даже выделили специальные критерии, по которым они оценивают трещины. Среди таких параметров — форма, размер, толщина и направление.

Например, на полотне «Увенчание терновым венцом» Иеронима Босха кракелюры отчетливо видно. Их рисунок напоминает квадраты. Лак, которым покрывал свои полотна Босх, быстро впитывался в краску. Поэтому со временем на его картинах появлялись крупные трещины почти на всей поверхности красочного слоя. Подобные трещины характерны почти для всех картин голландских художников XVI–XVII веков: они писали маслом на холсте.

А вот на русских иконах того же времени кракелюр может быть менее заметным. Их писали темперой на левкасе — грунте, который готовили из мела, рыбьего жира и льняного масла. Закрепляли рисунок составом из яичного желтка. Живописный слой на иконах был значительно меньше, чем на картинах голландских художников, а яичный желток засыхал медленно. Это придавало изображению дополнительную прочность, и трещины со временем появлялись куда реже.

Чтобы избавиться от кракелюра на картинах, реставраторы дополнительно укрепляют красочный слой. Затем полотна хранят в особых условиях, поддерживая температуру на уровне 21°C, а влажность — в районе 45–55%.

Иногда кракелюр создают искусственно — чаще всего на керамических изделиях. Такая техника появилась еще в Китае в эпоху династии Сун, в 1170-х годах. В Европе она стала популярна в XVIII веке, когда во Франции изобрели специальный лак для кракелирования. Его наносили между двумя слоями красочного слоя. Пока изделие сохло, лак трескался, и на поверхности предмета появлялся кракелюр.

Кракелюр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сетка кракелюров на красочном слое (Джоконда)

Кракелю́р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии (например, на старинных автомобилях).

Кракелюры бывают сквозными, то есть проходящими через все живописные слои, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

Трещины — нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв.

Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.

Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

В иконописи, где, в основном, используется темпера, хорошая подготовка левкаса, относительно малая толщина красочного слоя и особенности просыхания эмульсионного связующего (желток куриного яйца) частично предохраняли живописный слой от растрескивания. Как правило, медленно сохнущее эластичное масло желтка куриного яйца не вызывает растрескивания красочного слоя. Кракелюры часто образуются потому, что свежий верхний слой краски обезвоживается за счёт впитывания воды в недостаточно просохший нижележащий слой. В результате сухая плёнка верхнего слоя растрескивается.

Искусственное состаривание

В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придаёт произведению дух «старины» и определённый шарм.

Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.

Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путём; часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.

При искусственном состаривании различают два вида кракелюра: одношаговый и двухшаговый. При одношаговом кракелюре наносятся два слоя краски контрастных цветов с промежуточным слоем кракелюрного лака и просушкой. Верхний слой краски трескается, обнажая нижний слой. Двухшаговый кракелюр растрескивается сам: наносятся два вида кракелюрного состава с промежуточной просушкой. Верхний слой состава трескается, в трещинки втираются сухие пигменты или битумная паста. Величина и форма трещин зависит от времени просушки, направления нанесения лака и производителя кракелюрного состава.

Литература

  • Киплик Д. И. Техника живописи. — М.-Л.: Искусство, 1950.
  • Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В. В. Филатова — М.: Изобразительное искусство, 1986.

Ссылки


Кракелюр в декупаже — виды кракелюра порядок работы

Кракелюр — трещины в виде сеточки на лаковом или красочном покрытии. В декупаже используют технику кракелюр для создания эффекта состаривания. В последнее время особенно популярны интерьерные вещи в стиле шебби-шик. Присущая этому направлению милая старина достигается путем использования кракелюрного лака.

В декупаже кракелюр используют для декора стеклянных, металлических, деревянных и керамических поверхностей. На них сначала наносят рисунок, а затем покрывают кракелюрным лаком. После сушки образуются трещины.

Кракелюр бывает одношаговым и двухшаговым.

Одношаговый (однокомпонентный) кракелюр в декупаже

одношаговый кракелюр

Это наиболее популярный лак среди начинающих работать с техникой кракелюр. Предназначен для растрескивания слоя краски, нанесенной поверх лака. В результате получаются красивые цветные трещинки в деревенском стиле (кантри).

Кракле в деревенском стиле отличается от остальных видов кракелюра тем, что есть возможность контролировать направление трещин. Если лак наносить кистью параллельными мазками, то трещинки тоже будет располагаться параллельно друг другу. Если кракелюрный лак наносить губкой, то трещины распределяться хаотично.

Прежде чем наносить кракелюр, лучше попробовать на «черновике» какой вид мазков Вам больше подходит.

Порядок нанесения одношагового кракелюра

  • Декорируемая поверхность очищается (зашкуривается) и обезжиривается.
  • Наноситься слой грунтовки. Она должна полностью высохнуть.
  • На грунтовку наноситься краска, которая в итоге будет проступать через трещинки. Краска должна высохнуть.
  • Покрытие поверхности кракелюрным лаком. От степени просыхания лака зависит характер трещин. Если слой оставить не досушенным, то трещинки будут мельче и длиннее.
  • Далее наноситься краска контрастного с фоном цвета. При этом важно наносить краску, не повторяя мазков на одном и том же месте. За один раз нужно покрыть как можно большую площадь, максимально ровным слоем. Таким образом, чтобы не просвечивал нижний слой. Краска должна высохнуть.
  • Следующим этапом приклеивается мотив, закрепляющий лак. По мере высыхания, краска начнет трескаться. Ускорить высыхания можно феном.

Начинающим работать в технике кракле, рекомендуется потренироваться на черновых работах. Важно правильно комбинировать кисти, слои краски и просушку каждого слоя.

Двухшаговый кракелюрный лак

двухшаговый кракелюрный лак

Он сложнее в использовании, но дает более эффектный результат. Изделия с применением такого лака еще красивее, а трещинки выглядят естественно. В процессе высыхания трескается сам лак, а не слой краски. Благодаря этому, изображение под слоем лака остается четким. Применять двухшаговый кракелюр можно для декора самых разнообразных предметов.

Первый шаг такого лака может быть на водной основе, на основе растворителя или спиртовой (шеллак). Второй шаг из пары на водяной основе.

  • На пористые поверхности (дерево, картон, холст, бумага, керамика без глазури) наносится акриловый грунт. Лучше это делать синтетической кистью в 1-3 слоя. Каждый из которых необходимо просушить (30 мин- 1 час). Чтобы грунт лежал ровно, каждый последующий слой наносить перпендикулярно относительно предыдущего.

После высыхания на поверхности могут проявиться неровности нанесения грунта. В этом случае места с более плотным цветом можно пошкурить. Тем самым выровнять цвет.

двухшаговый кракелюр
  • На такие поверхности как металл и пластик наносят специальный грун. Он продается в строительных магазинах. Если использовать обычный грунт, то он может сойти с поверхности пленкой вместе с декором.
  • Для стекла, фаянса и фарфора так же требуется специальный грунт для стекла. Перед нанесением которого поверхность обязательно обезжиривается.

Работа с двухшаговым кракелюрным лаком

  1. Грунтование поверхности, нанесение слоя акриловой краски, выполнение декупажа, дорисовка, закрепление рисунка лаком. Все слои должны хорошо просохнуть. Если хочется оставить естественный цвет и фактуру основы, то ее нужно покрыть отделочным лаком.
  2. Нанесение первого лака из комплекта двухшагового кракелюрного набора. Используется синтетическая кисть, лак наноситься тонким слоем. Нужно обратить внимание на то, что лак покрывает всю поверхность изделия. Если есть пропуски, то в этом месте трещин не будет.
  3. Лак должен подсохнуть. Время высыхания зависит от вида лака (от 15 мин до 6 часов). Лучший результат, если при касании, на пальце не остается следов, но еще немного липнет. Чем суше поверхность, тем мельче будут трещины. Кисть промыть после работы в воде, растворителе или спирте. Это зависит вида лака.
  4. Нанесение второго лака синтетической кистью. От толщины слоя зависит глубина трещин. Слой должен быть нанесен полностью на всю поверхность. Поверхность должна хорошо просохнуть.
  5. При высыхании лака на поверхности проявляются трещинки. Их необходимо проявить. Для этого используется
    масляная краска
    любого цвета (или двух цветов). Краска мягко втирается пальцами (спонжем, губкой) в поверхность работы. Излишки краски убираются салфеткой, а работа остается сохнуть 2-3 суток.
  6. Покрытие работы финишным лаком на основе растворителя. Для этого лучше использовать мягкую упругую кисть. Если предмет декоративный, то достаточного одного слоя. Если он будет использоваться в быту, то лак наноситься на 2-3 слоя. При этом каждый слой хорошо просушивается перед нанесением следующего.

Так же на Вам может быть интересна статья обратный декупаж.

Как покрасить под старину? Кракелюр своими руками

Техника художественного состаривания «кракелюр» или по-другому «кракле» (от франц. «craquelure» — трещины) по праву занимает особое место среди техник декора (декупажа) и любима многими, кто занимается творчеством профессионально или просто для себя. И, действительно, отделка в старинном стиле выигрышно смотрится в интерьере и замечательно подходит как для украшения шкатулки, вазы или панно, так и для декора мебели. С помощью кракелюра вполне можно превратить старенький комод в произведение мебельного искусства или преподнести друзьям интересные, созданные своими руками, подарки, добавив в них нотку старины.

Применяют два основных вида кракелюра:

— одношаговый;
— двухшаговый.

Их еще могут называть однофазным и двухфазным.

Одношаговый кракелюр — это сеть декоративных трещин на краске, сквозь которые просматривается другой цвет, нанесенный на основу, или непосредственно сама основа изделия. Это вид кракелюра более простой в выполнении, но при этом очень эффектный.

Двухшаговый кракелюр получается более деликатной сеткой трещин, покрывающих поверхность изделия. Состав для этого вида кракелюра отличается от одношагового, и трещинки получаются тонкими и почти воздушными. Их можно сделать любого оттенка, затерев красящими пигментами, но лучше всего смотрится более яркая, контрастная основному фону, сеточка трещин.

Обе техники кракелюра прекрасно подходят для декорирования изделий из дерева, стекла, керамики и даже металла. Для вашего удобства и экономии времени, компании – производители выпускают уже готовые наборы, в которых есть все необходимое для декорирования в стиле кракелюр, снабженные подробными инструкциями.

Как сделать одношаговый кракелюр дома. Необходимые материалы. Последовательность работы.

Вам понадобится:

1) Сам декорируемый предмет. Декорировать можно деревянное панно, шкатулку, старый комод, изделие из металла, керамические тарелки или понравившуюся стеклянную бутылочку — все, на что хватит вашей фантазии!

2) Наждачная бумага — если основа деревянная. Спирт для обезжиривания — при работе со стеклом и металлом.

3) Грунтовка. Для дерева и керамики подходит акриловая грунтовка, а для стеклянных поверхностей лучше взять грунт специально для стекла (высыхая, он становится прозрачным), т.к. другие виды грунта на стеклянных поверхностях могут слезть пленкой вместе с кракелюром. Для металла также необходим грунт, например, специальный по металлу или для гладких поверхностей. Обратите внимание, что для стекла, керамики и металла грунтовка обязательна!

При декоре деревянной поверхности, в зависимости от желаемого результата, можно обойтись и без грунтовки. Например, если хочется оставить более явной естественную деревянную текстуру, или по задумке декоратора через трещинки должна просматриваться основа изделия.

4) Краски двух цветов: один цвет для нижнего слоя, который будет просвечивать сквозь трещины, другой будет покрывать верхний слой. Краски лучше взять акриловые, а что касается цвета трещин, то контрастные цвета и оттенки «металлик» смотрятся особенно выигрышно. Если в качестве нижнего слоя остается основа изделия, хватит краски только одного цвета.

5) Кисти для краски и лака, предпочтительна синтетика. Краску еще удобно наносить губкой.

6) Баночка с водой.

7) Одношаговый кракелюрный лак (этот лак и формирует трещины).

8) Лак для закрепления декора. Отлично подойдет акриловый, акрил-фисташковый или шеллачный лак.

Ход работы: Как сделать одношаговый кракелюр?

Шаг_1 Для начала следует подготовить поверхность. С деревянных изделий удаляем старую краску и лак специальными смывающими средствами или наждачной бумагой. Стекло тщательно моем и обезжириваем спиртом. Все работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении!

Шаг_2 Грунтуем поверхность и даем грунтуполностью высохнуть. На пористые, шероховатые поверхности, вроде керамики, грунт наносится в 2-3 слоя, причем каждый слой должен хорошо просохнуть.

Шаг_3 Покрываем поверхность краской, выбранной для нижнего слоя — именно такого цвета будут трещинки-кракелюры. Если через трещинки должна быть видна естественная поверхность, то этот шаг пропускаем. Дожидаемся, когда краска полностью высохнет.

Шаг_4 Наносим кисточкой кракелюрный лак так, чтобы слой получился достаточно плотный. В течение примерно 40 мин. слой лака должен сохнуть до состояния «на отлип», когда он выглядит уже сухим, но при прикосновении еще чуть влажный. Если слегка подсушить лак феном, то сушка пойдет быстрее.

Шаг_5 Наносим следующий слой – краску другого цвета. Сквозь этот слой будет просматриваться нанесенный первым цвет трещинок или основа натурального оттенка. Краска не должна быть слишком густой, ее можно немного разбавить водой, и тогда на краске более жидкой консистенции получатся большие яркие трещины. Для небольших трещин краску лучше развести акриловым лаком или специальным разбавителем.

Теперь широкой кистью из синтетики красим поверхность, при этом учитывайте, что трещины будут получаться в том же направлении, в каком двигается кисть. Старайтесь по одному и тому же участку проводить кисточкой один раз, иначе лак будет «скатываться». Оставляем окрашенное изделие примерно на сутки, пока лак не высохнет полностью. Для ускорения можно тоже посушить феном.

Шаг_6 Полностью высохший окрашенный слой теперь нужно закрепить. Для этого подойдет акриловый лак, акрил-фисташковый или шеллачный лак.

Что нужно, чтобы сделать двухшаговый кракелюр?

Вам понадобится:

1) Сам декорируемый предмет – деревянный, керамический, стеклянный или металлический.

2) Наждачная бумага — если основа деревянная. Спирт для обезжиривания — при работе с металлом или стеклом. Декорируемая поверхность обязательно должна быть гладкой, при необходимости ее можно покрыть слоем акрилового лака.

3) Грунтовка. Для стекла, металла и керамики она обязательна! Для деревянной и керамической поверхности подойдет акриловая грунтовка, а для металла и стекла — специальные грунты для этих материалов или грунт для гладкой поверхности. Как и в одношаговом кракелюре, можно обойтись без грунтовки, если, например, хочется оставить более явной текстуру дерева или через трещинки должна просматриваться основа изделия.

4) Краска для основы изделия, лучше всего акриловая. Цветной краситель или пигмент на водной, масляной или восковой основе — для втирания в трещинки. Можно использовать еще растертую пастель, а для придания трещинкам переливающегося оттенка — перламутровую краску.

5) Кистидля красок и лака. Отличным выбором будут плоские синтетические кисти.

6) Кусочек хлопковой ткани или губка, чтобы втирать краситель в трещины.

7) Лаки. В технике двухшагового кракелюра применяют два типа лака: шеллачный и кракелюрный. Они еще обозначаются, как шаг №1 и №2 (базовое покрытие и верхнее покрытие).

Ход работы: Как сделать двухшаговый кракелюр?


Шаг_1 Подготавливаем поверхность. Старую краску и лак удаляем специальными смывающими средствами и обрабатываем наждачной бумагой. Стекло тщательно моем и обезжириваем спиртом.

Шаг_2 Покрываем акриловой грунтовкой, если основа пористая (дерево, картон, керамика). Для стеклянной основы используем грунт специально для стекла, а для металлической, соответственно, грунт для металла. Даем грунту высохнуть.

Шаг_3 Красим поверхность и дожидаемся полного высыхания краски. Это и есть цвет основы, который затем будет покрыт трещинами. Если же трещины должны располагаться на фоне естественной поверхности изделия, или заготовка заранее выполнена в технике «декупаж», то этот шаг тоже пропускаем.

Шаг_4 Наносим широкой кистью из синтетики шеллачный лак (шаг №1, базовое покрытие) в 2 или 3 слоя. Каждый слой тщательно высушиваем перед дальнейшей работой. Чем дольше сохнет лак, тем мельче получатся трещины.

Шаг_5 Когда предыдущий слой лака высох до состояния «на отлип», плоской кисточкой наносим кракелюрный лак (шаг №2, верхнее покрытие), стараясь не допускать незакрашенных промежутков. Величина трещин в данном случае зависит от толщины лакового слоя – чем толще слой, тем больше получаются трещины. Лучше не подсушивать этот лак феном, а дать высохнуть естественным путем в сухом теплом месте.

Шаг_6 Получившиеся трещины затираем пигментом с помощью кусочка ткани или губки, сразу убирая излишки краски.

Шаг_7 Закрепляем декор шеллачным лаком (шаг № 1, базовое покрытие) или защитным финишным лаком. Для декоративного изделия достаточно 1 слоя лака, а для мебели или предметов, которые будут часто использоваться, потребуется 2-3 слоя.

Техника «кракелюр» вполне доступна даже для новичка, но при этом способна преобразить самые непримечательные предметы, сделав их интересными, особенными вещицами с историей, которые будут радовать вас и восхищать ваших друзей.

Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Секреты красивого декупажа: советы начинающим. Однокомпонентный кракелюр

Итак, в прошлый раз мы разобрались, как правильно выбрать салфетку и как грунтовать заготовку для декупажа, а также узнали, как правильно приклеить салфетку без морщин и пузырьков при помощи подручных средств. Сегодня речь пойдет о кракелюре — неотъемлемой составляющей современного декупажа.

Кракелюр бывает однокомпонентным и двухкомпонентным

Однокомпонентный кракелюр — это самостоятельное средство, которое предназначено для создания трещинок в слое краски.

Двухкомпонентный кракелюр — это два средства, которые взаимодействуют друг с другом и создают трещинки в слое лака. Затем эти трещинки затираются пудрой или краской. Данная техника больше подходит для опытных мастеров.

Золотые правила однокомпонентного кракелюра:

Направление и расположение трещинок напрямую зависит от направления движения кисти при нанесении кракелюрного медиума. Лучше всего наносить кракелюрное средство широкой синтетической кистью.

Толщина трещинок зависит от степени высыхания кракелюрного слоя перед нанесением на него слоя краски. Чем суше слой кракелюра — тем тоньше получатся трещинки, но слишком усердствовать с высушиванием не нужно. Поэкспериментируйте со временем высушивания вашего средства, используя для этого ненужную деревянную дощечку-палитру.

На размер и характер кракелюра влияет и толщина верхнего слоя краски. Краска должна наноситься быстро и максимально однородным слоем. Нельзя прокрашивать одно и то же место дважды — это испортит кракелюр. Для ровного нанесения верхнего слоя краски хорошо подходит спонж для макияжа или посудная губка. А вот с кистью сложнее — для начала нужно потренироваться, чтобы не было заметно очевидных мазков. Слишком густую краску можно немного разбавить водой.

Температура и влажность воздуха при сушке, также меняет характер трещин:

Не нужно пытаться добавить кракелюр на каждую работу. Все должно быть уместно. Характер трещинок должен сочетаться с сюжетом. Например, нежные романтические мотивы в пастельных тонах будут гармонировать с тонкой паутинкой, а динамичные «мужские» сюжеты украсят широкие контрастные трещинки.

В большинстве случаев кракелюр лучше смотрится по краю рисунка, обрамляя и подчеркивая его, а не на всей поверхности. Но есть и исключения: например, двухцветный рисунок с трещинками в тон.

Многие кракелюрные лаки и медиумы непереносят покрывных лаков на водной основе. Чтобы не испортить изделие, лучше всего использовать лак-аэрозоль.

Как работать с однокомпонетным кракелюром?

Смотрите в Мастер-классе на примере моей работы из серии «BlackBerry».

Мастер-класс смотреть онлайн: Двухшаговый кракелюр

Приветствую вас у себя в гостях, спасибо заглянули 😉 . Признаюсь, давно хотела выполнить эффект кракле (состаренности) по готовому, залакированному изделию, когда создается эффект мелкой «паутинки» из трещинок или иными словами—двухшаговый кракелюр. Имитация состаренной поверхности, когда у нас только фон с трещинками, а уже по нему идет роспись (одношаговый кракелюр), я подробно описала здесь, его выполняют с помощью одного компонента—кракелюрного лака.

Само название—двухшаговый кракелюр говорит о том, что в работе мы будем использовать два средства. Сейчас их продается огромное количество от разных производителей. Первый раз мне попался вот этот итальянский набор Stamperia.

На его примере подробно расскажу все этапы работы. Вы скажете зачем подробно рассказывать, ведь есть инструкция, хоть и на итальянском языке, но как показывает опыт, до того момента как начнешь делать, все казалось легко и просто.

Итак, первый этап—это работа с первым веществом (step1), его мы наносим кистью, в инструкции написано—достаточно толстым слоем, что я вначале и сделала, видимо я перестаралась с достаточной толщиной этого слоя :-), и у меня получилась прямо скажу—каша на поверхности купюрницы, она упорно не подсыхала и пришлось все это дело смыть. Учитывая этот не совсем удачный опыт—второй раз наносила вещество уже хорошо распределяя по купюрнице (представьте, будто красите ногти—такая должна быть консиситенция этого слоя).

Не обращайте внимания, что слой получился молочного цвета (разбеленный), в процессе подсыхания он станет прозрачным.

Выждать нужно 30 минут, чтобы это слой не высох окончательно.

После этого наносим второй слой (step2) , который выдерживаем уже двое суток.

Процесс создавания трещинок состоит в том, нижний слой, не до конца высохший, начинает разрывать верхний. Но эффект кракле именно от этого средства итальянского мне не очень приглянулся, так как трещинки получились достаточно широкие, затирать в них красящий пигмент я не стала, так как он перекрыл бы большее пространство росписи, а я ведь хотела мелкую паутинку получить. В расстроенных чувствах я все смыла, даже не сфотографировав готовый двухшаговый кракелюр. Повторила этот же двухшаговый кракелюр на маленькой шкатулке, вот как в итоге он выглядит.

Щедрые трещинки, не правда ли?

Поэтому вашему вниманию представляю еще два средства для создания двухшагового кракелюра №1: Клей для потали, №2: Gomma arabica per decoupage (тоже, кстати, производство—Италия) .

Шаги делаем те же самые—вначале на полчаса наносим клей для потали, затем средство №2 и так же ждем двое суток пока трещинки образовываются и подсыхают.

Ну вот, по истечении нужного времени затираем в трещинки красящим пигментом, можно натереть пастель и эту пыль затереть, я же затирала масляной краской, после этого покрываем уже готовую поверхность лаком.

Использовала акрил-стирольный лак для художественных работ. Вот такие трещинки на мой взгляд более эффектны на работе с росписью. Спасибо за внимание и всего вам самого наилучшего 😉

особенности видов кракелюра в декупаже, мастер-классы для начинающих. Инструкция по использованию кракелюрного лака

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.

В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.

Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.

Двухшаговый

Использование двухшагового вида потребует больше времени и усилий.

  1. В первую очередь декорируемую поверхность нужно покрыть шеллаком в 2-3 слоя. Каждый последующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий.
  2. Следующий шаг – нанесение собственно кракелюра.
  3. Как только лак высохнет, трещины нужно затереть. Для этого используется масляная краска, пастель или что-либо другое.
  4. Далее наносится изображение.
  5. Напоследок вся поверхность покрывается слоем шеллака для закрепления результата.

Чем хорош именно двухшаговый кракелюр, так это тем, что его можно наносить на заранее подготовленное, приклеенное изображение. Он создаст эффект старинности, не перекрывая самой картинки.

При этом необходимо, чтобы заготовка, на которую будет наноситься кракелюр, была полностью готовой, с нанесенным и залакированным (в несколько слоев) рисунком.

В набор для двухфазного кракелюра входит 2 средства – первый и второй слой. Наносятся они поочередно.

Но прежде чем приступать к нанесению второго состава, нужно немного подсушить слой первого средства.

После того как оба состава высохнут, и появятся трещинки – можно приступать к следующим стадиям работы.

Нанесение краски тоже требует соблюдения определенных правил. Не нужно наносить краску 2 раза на одно и то же место – может получиться неравномерное покрытие.

Кроме того, важно, чтобы второй слой краски с первого раза лег ровно, полностью закрывая первый. Это нужно для того, чтобы в результате получилось равномерное, красивое покрытие, без «проплешин» и смешивания слоев.

Нужно обратить внимание и на консистенцию краски – она должна быть не очень жидкой, но и не густой.

Чтобы трещины получились тонкими и длинными – краску наносят тонким слоем при помощи кисточки. Мелкие, напоминающие чешую трещинки получаются при нанесении краски губкой. Вообще, на то, как именно растрескается лак, влияет ряд факторов:

  1. собственно состав кракелюра;
  2. насколько толстым слоем наносится лак;
  3. как хорошо он просох;
  4. густота краски, толщина и нанесение первого слоя тоже имеет значение.

Важно правильно выбрать тип краски. Некоторые из них – например, металлик – не трескаются, вообще. Да и в целом составы с очень высокой плотностью довольно сложно «заставить» потрескаться.

Просушивать изделие нужно в естественных условиях в помещениях с низкой или средней влажностью.

Кроме того, целесообразно вести своеобразный «дневник», куда записываются следующие показатели:

  1. какой толщиной и во сколько слоев наносится первый слой;
  2. сколько времени занимает просушка лака;
  3. в каких условиях она проходит;
  4. какой именно кракелюрный лак использовался;
  5. полученный результат.

Эти записи позволят не только подобрать оптимальный состав кракелюра и условия работы, но и помогут в дальнейшем получать требуемый результат – просто «играя» с толщиной слоев, временем просушки и другими характеристиками.

Мастер-класс для начинающих

Чтобы лучше понять принцип работы с кракелюром, нужно применить его на практике. В этом хорошо поможет мастер-класс по созданию стаканчика для кисточек и карандашей. Кроме кракелюра, здесь используется декупаж по дереву – это работа в смешанной технике. Она наглядно показывает, как и в какой последовательности нужно использовать кракелюрный лак.

  • Итак, прежде всего поверхность стаканчика ошкуривается и грунтуется в 1-2 слоя. При нанесении грунта используется плоская синтетическая кисточка. Каждому слою нужно дать просохнуть в течение получаса.
  • Далее наносится акриловая краска. Ее цвет зависит от того, какого оттенка должны быть трещинки.
  • Следующим шагом будет нанесение одношагового кракелюра с помощью толстой кисточки из синтетического материала. Сделать все правильно поможет инструкция к составу. Лак должен подсохнуть в течение 10-30 минут.

От толщины слоя лака будет зависеть, насколько мелкими будут трещины.

  • На лак наносится матовая акриловая краска. Здесь можно воспользоваться как кистью – тогда трещинки будут иметь более геометрическую форму, так и спонжиком – в этом случае растрескивание будет выглядеть естественнее.

Для второго слоя лучше выбрать краску зарубежного производителя – она имеет более высокую плотность.

  • Как только высохнет акрил, можно приниматься за декупаж. Поскольку слой краски будет служить фоном, на котором размещается картинка, лучше, если ее оттенок будет светлым или, вообще, белым. Так рисунок станет отчетливей выделяться.
  • Боковые грани стаканчика оттеняются темно-коричневой краской, которая наносится легкими движениями при помощи спонжика.
  • Финальным этапом станет покрытие всего изделия акриловым лаком.

    Использование кракелюрного лака придает изделию налет небрежной роскоши, которая присуща всем предметам старины. Конечно, он требует определенной сноровки, но результат того стоит. Не нужно бояться этой техники – освоить можно все, главное – желание. Она позволяет добиться прекрасного результата при небольших затратах времени и сил.

    С техникой выполнения двухшагового кракелюра можно познакомиться в следующем видео.

    Кракелюр

    В искусстве кракелюр (французский: craquelé , итальянский: crettatura ) — это тонкий узор плотных «трещин», образовавшийся на поверхности картин, в частности, из-за старения красок. Его часто используют для определения возраста картин и выявления подделок произведений искусства, поскольку кракелюр является трудно подделываемым признаком подлинности. [1] [2]

    Аутентичный

    Настоящий кракелюр возникает из-за высыхания краски и уменьшения ее эластичности по мере старения и усадки. [3] В случае картин на холсте, холст провисает с возрастом, так как не может выдерживать длительное напряжение растяжения. [4] [5] Краска в центре картины имеет наименьшие трещины, а краска по краям — наиболее потрескавшаяся или напряженная. [4] Точный рисунок кракелюра зависит от того, где, когда и в каких условиях был написан рисунок. [6] [7] Трещины, вызванные растяжением или провисанием холста, сильно отличаются от трещин, вызванных другими факторами, такими как высыхание и старение краски.Краска трескается, когда нагрузка на нее превышает точку разрыва слоя краски, и краска трескается примерно под прямым углом к ​​направлению напряжения, снимая это напряжение. [8] В середине рисунка трещины имеют тенденцию идти параллельно коротким сторонам. Они распространяются от середины к напряженным замкнутым краям, а трещины, начинающиеся с коротких сторон, закручиваются. Напряжение в углах более чем вдвое больше, чем в центре. [8] Кажется, существуют различные французские, итальянские и голландские «стили» кракелюра.

    Кракелюр практически невозможно точно воспроизвести искусственно в определенном узоре, хотя есть некоторые методы, такие как запекание или отделка картины, с помощью которых это пытаются. Эти методы, однако, позволяют получить трещины в большинстве случаев однородного вида, в то время как настоящий кракелюр имеет трещины с неправильным рисунком. [9] Точный узор зависит от химических характеристик используемых пигментов — от самых тонких светлых тонов до менее заметных темных, стиля живописи художника и того, использовалось ли дерево или холст в качестве фона.Он также содержит записи об условиях окружающей среды, в которых картина находилась в течение своей жизни, таких как температура и влажность, [5] , а также может раскрывать подробности об истории обращения с картиной, транспортировки и реставрации. [6] [7]

    Индуцированный

    Индуцированный кракелюр придает новым предметам, таким как керамика и мебель, «античный» вид. Эффект достигается за счет химической реакции, в результате которой образуется кракелюр ровного вида.Равномерность задает толщина нанесенного продукта, который можно смешивать с битумом Иудеи или масляными красками. Сглаживание и растрескивание можно заменить шеллаком и гуммиарабиком. [9] Художник Тони Тетро открыл способ использования формальдегида и особый процесс выпечки. [10]

    В последние годы индустрия современного декора использовала технику кракелюра для создания различных предметов и материалов, таких как стекло, керамика, железо. Это стало возможным благодаря использованию маркетинговых наборов, которые реагируют с цветами, используемыми в декоративных акриловых красках. «Учебное пособие: добавьте кракелюр в свои цифровые масла». Цифровое изображение. http://www.digitalimagemagazine.com/blog/featured/tutorial-add-craquelure-to-your-digital-oils/. Проверено 17 октября 2010.

.

кракелюр — это … Что такое кракелюр?

  • Кракелюр — в Моне Лизе В искусстве кракелюр (французский: craquelé, итальянский: crettatura) — это тонкий узор из плотных трещин, образующийся на поверхности картин, в частности, из-за старения красок. Его часто используют для определения возраста картин и… Wikipedia

  • кракелюр — [краклыр] н. f. • 1857 г .; de craqueler ♦ Fendillement du vernis, de lémail d une porcelaine, d un tableau.Réseau de craquelures. Par anal. «Le soleil accusait les craquelures du cuir» (Беккет). ● craquelure nom féminin Fendillement, le plus…… Encyclopédie Universelle

  • кракелюр — / фр. kʀakˈlyʀ / с. f. инв. cavillatura… Sinonimi e Contrari. Terza edizione

  • кракелюр — [крак лоор ‘] н. 1. Сеть мелких трещин, обнаруженных на поверхности некоторых картин, написанных маслом, вызванных, главным образом, усадкой стареющей краски, лака и грунта 2.CRACKLE (n. 3a)… Мировой англоязычный словарь

  • Craquelure — Cra | que | lu | re: ↑ Krakelüre. Kra | ke | lü | re, (auch 🙂 Craquelure [krakə ly: rə], умереть; , n & LT; Meist Pl. & GT; [frz. craquelure, zu: craqueler = rissig machen, zu: craquer = krachen]: feiner Riss, der durch Austrocknung der Farben u. des Firnisses auf…… Universal-Lexikon

  • кракелюр — (kra ke lu r) s. f. Terme de peinture. Défaut du vernis et de la couleur qui s écaillent.Ce tableau est très bien conservé; Это невозможно из-за кракелюра. ÉTYMOLOGIE Craqueler… Dictionnaire de la Langue Française d’Emile Littré

  • CRAQUELURE — н. f. Fendillement qui se produit dans un vernis, dans un email и т. Д. Ce tableau est plein de craquelures… Dictionnaire de l’Academie Francaise, 8eme edition (1935)

  • Craquelure — Krakelee an einem Ölgemälde (Мона Лиза), Als Krakelee или Craquelé (e) (фр.craqueler = rissig werden lassen; craquelé = rissig, gesprungen) bezeichnet man ein maschenartiges Netz von Rissen oder Sprüngen auf der Oberfläche von Ölgemälden,…… Deutsch Wikipedia

  • craquelure — / krak loor, krak loor /; Пт. / крдданнкеу люурдд /, н., пл. кракелюры / loorz, loorz /; Пт. / люурдд /. сеть мелких трещин или потрескиваний на поверхности картины, вызванная, главным образом, усадкой пленки краски или лака. [1910 15; Универсал

  • craquelure — имя существительное / kræk.əˈlʊə, kræk.əˈljʊə, kræk.əˈl, kræk.əˈljʊɹ / Характерный узор волосяных трещин на поверхности старой картины… Wiktionary

  • Craquelure — Revner i glasur… Danske encyklopdi

  • .

    определение кракелюра от The Free Dictionary

    Плитка Craquelure Kingfisher, PS34.95, Walls and Floors Ltd Связь между бразильской и китайской культурами, установленная через исторические торговые пути, лежит в основе значительной части работ Вареджао, как в переносном смысле, так и в использовании кракелюра. Эта уникальная рама, которая имеет различную структуру и поверхность Потери, окрашен так, чтобы имитировать поверхность кракелюра, и необходим для понимания элемента trompe l’oeil в картине, которая распространяется на лицевую сторону внутренней рамы.Прекрасный эффект кракелюра еще больше подчеркивает античный характер дизайна. Что такое «кракелюр», часто встречающийся на старых картинах? Некоторые из них имеют столько же кракелюра, сколько и в картинах 15 века. И благодаря незапечатанному изделию чувствуется белый и настоящий что до тех пор оставалось покрытым кракелюром его внешнего « я », потому что произведения искусства — одни нанесены по трафарету на дереве, достигая мгновенного кракелюра, другие — на коллажированной газетной бумаге, третьи — на обоях, снятых с производства — выглядят преждевременно состаренными, создавая видимость почтенного износа их современное содержание? И, конечно же, для третьего мира — интенсивные искажения формы, кислотные цвета, взволнованная поверхность и тяжелая импасто картины Ван Гога, не говоря уже о различных признаках ее возраста (кракелюр засохшая краска, например), свидетельствующая о ее стойкости и сохранении в настоящем — это, должно быть, аналог в живописи «сияния камня» и «силы бури», которые Хайдеггер f Индусы раскрываются в естественном / онтологическом мире храмовых работ.И, наконец, были прозрачные глазури, бесцветные или окрашенные для эффектов стекловидного тела, майолики или кракелюра. В своей инсталляции Wandering Hands (1999) Кликс разложила глиняный слой ярко-красного цвета земли Центральной Австралии по полу галереи объектов в Сиднее. позволяя ему высохнуть в свое время, расколоться и отслоиться, как кракелюр поймы засушливого сезона. Левинсон, например, отмечает, что английский исследователь Спайк Баклоу «смог связать узоры кракелюра с разными эпохами истории искусства.»Проблема в том, что, основываясь на этих исследованиях, Баклоу только что выпустил парадную бумагу, убедительно подтверждающую подлинность свадебной шкатулки, расписанной сиенцами четырнадцатого века. .

    кракелюр — это … Что такое кракелюр?

  • Кракелюр — в Моне Лизе В искусстве кракелюр (французский: craquelé, итальянский: crettatura) — это тонкий узор из плотных трещин, образующийся на поверхности картин, в частности, из-за старения красок. Его часто используют для определения возраста картин и… Wikipedia

  • кракелюр — [краклыр] н. f. • 1857 г .; de craqueler ♦ Fendillement du vernis, de lémail d une porcelaine, d un tableau.Réseau de craquelures. Par anal. «Le soleil accusait les craquelures du cuir» (Беккет). ● craquelure nom féminin Fendillement, le plus…… Encyclopédie Universelle

  • кракелюр — / фр. kʀakˈlyʀ / с. f. инв. cavillatura… Sinonimi e Contrari. Terza edizione

  • кракелюр — [крак лоор ‘] н. 1. Сеть мелких трещин, обнаруженных на поверхности некоторых картин, написанных маслом, вызванных, главным образом, усадкой стареющей краски, лака и грунта 2.CRACKLE (n. 3a)… Мировой англоязычный словарь

  • Craquelure — Cra | que | lu | re: ↑ Krakelüre. Kra | ke | lü | re, (auch 🙂 Craquelure [krakə ly: rə], умереть; , n & LT; Meist Pl. & GT; [frz. craquelure, zu: craqueler = rissig machen, zu: craquer = krachen]: feiner Riss, der durch Austrocknung der Farben u. des Firnisses auf…… Universal-Lexikon

  • кракелюр — (kra ke lu r) s. f. Terme de peinture. Défaut du vernis et de la couleur qui s écaillent.Ce tableau est très bien conservé; Это невозможно из-за кракелюра. ÉTYMOLOGIE Craqueler… Dictionnaire de la Langue Française d’Emile Littré

  • CRAQUELURE — н. f. Fendillement qui se produit dans un vernis, dans un email и т. Д. Ce tableau est plein de craquelures… Dictionnaire de l’Academie Francaise, 8eme edition (1935)

  • Craquelure — Krakelee an einem Ölgemälde (Мона Лиза), Als Krakelee или Craquelé (e) (фр.craqueler = rissig werden lassen; craquelé = rissig, gesprungen) bezeichnet man ein maschenartiges Netz von Rissen oder Sprüngen auf der Oberfläche von Ölgemälden,…… Deutsch Wikipedia

  • craquelure — / krak loor, krak loor /; Пт. / крдданнкеу люурдд /, н., пл. кракелюры / loorz, loorz /; Пт. / люурдд /. сеть мелких трещин или потрескиваний на поверхности картины, вызванная, главным образом, усадкой пленки краски или лака. [1910 15; Универсал

  • craquelure — имя существительное / kræk.əˈlʊə, kræk.əˈljʊə, kræk.əˈl, kræk.əˈljʊɹ / Характерный узор волосяных трещин на поверхности старой картины… Wiktionary

  • Craquelure — Revner i glasur… Danske encyklopdi

  • .

    Posted in Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *