г.Тверь 29 сентября 2006 г

“Аракс” pilotирует в Тверь!
"Аракс" - 2003    14 октября 2006 года в 19.00 в ДК “Пролетарка” состоится концерт группы “Аракс”. Появление легенды отечественного рока в Твери стало возможным благодаря телерадиокомпании “Пилот”.
   “Аракс” – именно та группа, о которой можно сказать: “вы слышали ее гораздо чаще, нежели можете себе представить”. Стартовали ребята еще в самом начале 60-х годов, выступая на подпольных концертах и танцплощадках, также работали в театре и записывались со многими известными исполнителями (причем, как правило, анонимно).
   В 1980 году группа “Аракс” становится первой профессиональной хард-роковой группой в стране.
  Сегодня на волне ностальгии воссоединяются многие рок-группы, и зрители вновь имеют возможность насладиться качественной музыкой, живым звуком и ностальгически вспомнить те времена, когда рок-музыка в СССР находилась под запретом, а песни любимых исполнителей, которые не транслировались ни по телевидению, ни на радио, тайком переписывали с катушек и кассет.
   Благодаря “Араксу” рок вышел на большие официальные площадки.
  Если коротко вспомнить историю группы, то можно выделить несколько определяющих этапов в ее существовании.
   Появившись в 1971 году как самодеятельный коллектив экономического факультета Московского университета, “Аракс” довольно быстро смог завоевать сердца миллионов слушателей, причем не только в бывшем СССР, но и за рубежом.
   Группа много гастролировала, профессионально звучала живьем и исполняла на сцене как собственный материал, так и англоязычные хардроковские композиции.
   В конце 1973-го “Аракс” был сильной любительской группой, ориентирующейся на традиции “Битлз” и “Сантаны”, однако уже пробующей писать собственные композиции. Профессионализм его музыкантов ни у кого не вызывал сомнений, и вскоре некоторых исполнителей пригласили к себе известные профессиональные ВИА того времени, такие как “Самоцветы” и “Веселые ребята”.
   Обстановка становилась кризисной, но внезапный поворот судьбы определил будущее музыкантов на многие годы вперед: “Аракс” зачастую играл на танцах в подмосковных Люберцах, где его в середине 1973-го и услышал впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером московского театра им. Ленинского комсомола. Захаров, который был захвачен идеями создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем временам постановках и предложил музыкантам “Аракса” работу в театре. “Аракс” принял приглашение главного режиссера Ленкома стать штатным коллективом театра. Формально группа превращалась в профессиональный состав. Музыканты “Аракса” принимали участие в очень интересной, новой для себя работе — спектаклях театра, приближавшихся по жанру к мюзиклу. В памяти счастливчиков, которым довелось увидеть ленкомовский спектакль “Тиль”, наверное, до сих пор осталась одна из самых эффектных сцен постановки, когда музыканты группы “Аракс”, одетые в монашеские рясы с капюшонами, открывали спектакль исполнением негромкого псалма, после чего спускались в партер, откуда, сидя в первом ряду, аккомпанировали и пели. Все это было очень необычно, требовало умения перевоплощаться, двигаться и не просто носить театральные костюмы, но и периодически подключаться к действию — привыкать к режиссуре, законам театра, сцены.
   Еще одним переломным моментом в жизни ансамбля стало его участие в 1976 году в постановке третьего музыкального спектакля Ленкома — рок-оперы Алексея Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” по сценарию П. Грушко. Здесь музыканты впервые выступили не просто как высококвалифицированные исполнители, но и как соавторы. Они работали над каждым эпизодом совместно с композитором, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Было множество поисков, множество экспериментов и как следствие – бешеный зрительский успех не только у отечественного зрителя, но и за рубежом.
   Очень много и интенсивно группа работала в студии звукозаписи. “Аракс” участвовал в создании музыки А. Зацепина к фильмам “Узнай меня” и “31 июня”, трех пластинок с песнями композитора и певца Ю. Антонова, также записал для “Мелодии” ряд собственных композиций.
   По сути дела “Аракс” в конце 70-х годов превратился в лучший “студийный” коллектив Москвы, отлично понимающий, как надо записывать современную эстраду. Именно “Араксу” обязаны своим успехом диски Зацепина и Антонова.
   Говоря об истории развития группы, особенно следует выделить период сотрудничества с Юрием Антоновым. Визитными карточками группы и по сей день остались такие исторические хиты, как песни “Поверь в мечту”, “Летящей походкой” и т.д.
   Несмотря на то, что поначалу стиль группы был более жестким и агрессивным, впоследствии появились тяготение к лирике, сложный, многоголосный вокал. Сама жизнь внесла свои коррективы: с годами все меньше было желания ошеломить внешними эффектами, все больше лирики и гармонии. Многие музыковеды называли “Аракс” мастером нюанса, тончайшего оттенка, нежного полутона.
   Применительно к “Араксу” можно говорить о высочайшем качестве музыкального исполнения, ведь музыканты группы даже спустя годы демонстрируют уровень лучших групп мира.
   В общем-то несложно понять, как ребятам удалось сохранить этот самый высокий уровень. Секрет прост: музыканты никогда не изменяли себе. Когда-то, отвечая на вопрос одного из журналистов, они сказали: “Мы хотим, чтобы наши выступления не только развлекали слушателей, но и несли в себе тот заряд информации, те чувства, которые не оставляют зрителей с пустой головой и холодным сердцем”.
   К радости настоящих меломанов, преданных поклонников отечественного рока и настоящей живой музыки “Аракс” вновь собрался в своем золотом составе: Анатолий Алешин, Анатолий Абрамов, Вадим Голутвин, Сергей Рудницкий, Тимур Мардалейшвили. На бас-гитару приглашен молодой, талантливый музыкант Сергей Тимофеев. Появились в команде и три бэк-вокалистки.
   Новая программа, которую группа собирается продемонстрировать тверским ценителям живого звука, сделана в лучших традициях коллектива и состоит из новых произведений и неувядающих хитов старого репертуара.

Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

На фото: группа "Аракс" - 2003

Караван + Я (г.Тверь)
.