Кракелюры что это: кракелюр — это… Что такое кракелюр?

Кракелюры что это: кракелюр — это… Что такое кракелюр?

11.12.2019

Содержание

кракелюр — это… Что такое кракелюр?

  • кракелюр — растрескивание, трещина Словарь русских синонимов. кракелюр сущ., кол во синонимов: 2 • растрескивание (4) • …   Словарь синонимов

  • КРАКЕЛЮР — (французское craquelure), трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи …   Современная энциклопедия

  • КРАКЕЛЮР — (франц. craquelure) растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кракелюр —         (франц. craquelure), трещинка красочного слоя в произведениях живописи. Кракелюры появляются в невысохшем (только что исполненном) произведении от неравномерной или быстрой усадки связующего или испарения разбавителей (воды, пинена и тому …   Художественная энциклопедия

  • Кракелюр — (французское craquelure), трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кракелюр — (франц.

    craquelure)         трещина красочного слоя в произведениях живописи. К. появляются в невысохшем (только что исполненном) произведении от неравномерной или быстрой усадки связующего или испарения разбавителей (воды, пинена и т. п.), в… …   Большая советская энциклопедия

  • кракелюр — (франц. craquelure), растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины. * * * КРАКЕЛЮР КРАКЕЛЮР (франц. craquelure), растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины …   Энциклопедический словарь

  • Кракелюр — Сетка кракелюров на красочном слое Джоконда …   Википедия

  • Кракелюр — (франц. craquelure трещины) трещины на красочном слое картины, росписи. Иногда наносятся искусственно для имитации под старину.    (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) …   Архитектурный словарь

  • кракелюр — кракел юр, а …   Русский орфографический словарь

  • Истории о кракелюре

    Истории о кракелюре


    Термин «кракелюр» пришел из живописи. Так называют мелкие трещинки, образующиеся на предметах искусства и картинах от времени.
    Во все времена художники делали все, чтобы как можно дольше избегать появления таких трещин на своих картинах после высыхания краски. Экспериментировали с составами красок, но все же время неуклонно дело свое дело, и покрытые паутиной трещин картины красноречиво подтверждают свое давнее происхождение.
    Со временем люди научились искусственно состаривать поверхности, чтобы добиться эффекта старины. Это придает произведению определенный шарм и пропитывает его духом времени.
    Сетку трещин получают путем нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втирают масляные краски, тушь, пастель или составы для патенирования.

    Вещи «под старину» прекрасно смотрятся в интерьере в стиле кантри, в традиционных классических стилях. Многие не любят блеск и глянец новой мебели в заново отремонтированной квартире, а предметы, состаренные с использованием кракелюра, вдыхают душу в интерьер. Кстати, сейчас искусственно состарить можно не только мебель, двери и более мелкие элементы декора, но и стены – во многих магазинах появляется декоративная штукатурка для стен под кракелюр.
    Кракелюр, как и кракелюрные лаки, бывает двух видов: одношаговый и двух шаговый. 


    Одношаговый кракелюр: представляет собой образование трещинок на поверхности декорируемого изделия. Для его создания используются акриловые краски и одношаговый (однокомпонентный) кракелюрный лак.
    Принцип работы: на поверхность изделия наносим первый слой акриловой краски (краска цвета будущих трещин). Ждем полного высыхания краски. Затем наносим слой кракелюрного лака – равномерно, тонким слоем. Выжидаем время, указанное производителем. После его подсыхания, наносим второй слой акриловой краски (растрескиваться будет именно этот верхний слой, а в образующихся трещинках будет виден нижний слой краски).Трескаться верхняя краска начнет практически мгновенно, в момент ее нанесения (либо во время сушки). Поэтому наносить верхний слой надо очень быстро и уверенным движением. Не проходить одно и то же место дважды. Это очень важный момент в работе с одношаговым кракелюрным лаком.

    Двухшаговый кракелюр: Подготавливаем декорируемый предмет (наносим слой краски или переносим мотив с салфетки), даем просохнуть. Высушенное изделие покрываем первым компонентом. Слой должен быть достаточно толстым. Лучше препарат вылить прямо на поверхность и растянуть широкой, плоской кистью по всей поверхности. Ждем 30 – 60 минут, чтобы слой подсох, но не окончательно высох. Далее, с помощью чистой, плоской и сухой кисти покрываем вторым компонентом, равномерным, ровным слоем. Кол-во лака не нужно жалеть (именно от него зависит величина получаемых трещин). Полного высыхания следует ожидать не менее 2-суток. В готовые трещины необходимо втереть пудру для выявления трещин, либо иные альтернативные варианты. Далее покрываем изделие финишным лаком.
    Двухшаговый кракелюр, создает тонкую сетку трещин в лаковом покрытии, как бы «паря» над декорируемой поверхностью.


    Для Вас, в нашем магазинчике, имеется в продаже кракелюрный лак производства «Lefranc&Bourgeois», Франция и специальный патинирующий лак  «Lefranc&Bourgeois»,  дающий желтоватый глянцевый слой, Франция.


    Ждем Вас к нам в гости и надеемся, что Ваши творческие альбомы разместятся в нашей группе ВКонтакте, где с ними смогут ознакомиться не только наши подписчики, но и посетители нашего магазинчика. Для размещения альбома, Вы должны быть нашим покупателем и являться подписчиком нашей  группы  на Facebook или ВКонтакте.

    Что такое:: кракелюр — ikirov.ru

    Но что делать, если на антиквариат и старые картины денег не хватает? Тут вам на помощь придет техника кракелюр.

    Что такое «кракелюр»?

    Кракелюр — трещина красочного слоя или лака на картине или предмете искусства. Кракелюр может быть сквозным (проходящим через все слои живописного слоя) или же поверхностным (когда трещина затрагивает только верхние слои). Кракелюрные трещины могут покрыть как всю поверхность произведения или же появиться в отдельных местах. Варьируются и размеры трещин: от тонких и мелких, практически незаметных, до больших и глубоких, оставляющих заметный след на поверхности.

    Размер и глубина трещин может зависеть от факторов, вызвавших их. Чаще всего это нарушения технологии подготовительного и живописного процессов (неправильный выбор и подготовка основы, грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоев и т. д.) Причиной может быть и непрофессионально проведенная реставрация произведения. Кракелюры могут образоваться и потому, что свежий слой краски наносится поверх непросохшего нижнего слоя.

    Искусственное состаривание

    Тем не менее, кракелюры не всегда считаются дефектами. Иногда произведения специально состаривают, вызывая растрескивание красочного слоя. Таким образом, даже недавно созданные произведения приобретают вид антиквариата.

    Трещины получают путем нанесения специальных кракелюрных лаков. Для подчеркивания образовавшихся трещинок в них специально втирают краски или составы для патинирования.

    Но искусственно полученные кракелюры будут отличаться от тех, которые образовываются естественным путем. Так что отличить подлинный антиквар от подделки не составляет труда.

    В рукоделии

    Кракелюр (кракле) широко используется и в рукоделии. Кракелюр используется в сочетании с техникой декупажа, а украшают таким образом самые различные предметы, от шкатулок до мебели.Средства для кракелюра можно купить в магазине для рукоделия.

    Средства делятся на двухшаговые (двухкомпонентные) и одношаговые (однокомпонентные).

    Одношаговое кракле:

    -На подготовленную поверхность наносится краска. Слой просушивают.

    -На высохшую краску наносится кракелирующее средство. Сушится до появления пленочки. Чем толще слой кракелирующего средства, тем глубже и заметней будут трещины.

    -Аккуратно наносится финишный цвет. При подсыхании этого слоя пойдут трещинки.

    Процесс появления трещинок можно ускорить при помощи фена. Но нужно учесть, что при просушивании феном трещинки будут крупнее, нежели при естественном высыхании.

    Двухшаговое кракле:

    В этой технике кракелюра применяются 2 компонента: патинирующий и кракелирующий лаки. В данном методе в образовавшиеся трещинки втирается пигмент (масляные краски, тени для век, красители и т. д.)

    -На подготовленную поверхность плоской кистью наносится патенирующий лак. Лак подсушивается, пока не перестает липнуть при касании.

    -Наносится кракелюрный лак, строго в один слой, мазки один рядом с другим. Ждем подсыхания кракелюра и образования трещинок

    -Затираем контрастный пигмент в трещинки при помощи спонжа или губки. Но важно дождаться, чтобы кракелюр в достаточной степени просох. А саму затирку нужно делать аккуратно, чтобы не сбить трещинки.

    После затирки верхний слой лака либо смывается, либо оставляется. Затем вся поверхность покрывается финишным покрытием, которое наносится на полностью высохшую работу.

    Кракелюр подручными средствами

    Можно не покупать средства для кракелюра, а попытаться сделать их самому. Перечислим несколько способов изготовления средств для кракелюра в домашних условиях. Подробные рецепты можно найти в сети:

    -Кракелюра на ПВА

    -Кракелюр с помощью яичного белка

    -Кракелюр с помощью лака ПФ 283

    -Кракелюр с помощью желатина

    -Кракелюр с помощью столового уксуса

    -Кракелюр с помощью жидкого геля для стирки

    И еще применение

    Кракелюр популярен не только в искусстве и рукоделии. Существуют и лаки для ногтей с таким эффектом. Технология нанесения лака для получения подобного эффекета очень похожа на технику настоящего кракеллюра: слой обычного лака, а затем, слой лака кракелюр. В итоге, верхний слой «расходится» и получаются разнообразные трещинки и текстуры на ногтях.

    Кракелюру можно найти множество применений. Ищите информацию, мастер-классы, экспериментируйте. У вас все получится!

    Кракелюр

    В дополнение к декупажу — ещё одно не очень понятное слово. Рассказ о том, что это такое — в этой статье.

    Кракелюр (от фран. craquelure) — трещина красочного слоя в произведениях живописи. В естественных условиях такие трещины появляются с течением времени и являются признаком старины. Современные средства для декора различных поверхностей позволяют искусственно «состарить» и новые предметы.  В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.

    Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

    Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв.

    Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.

    Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

    Кракелюрный лак — это обыкновенный разведенный в воде декстрин, или (в просторечии) типографский клей. Представляет из себя обработанный спецспособом кукурузный крахмал. Примерный рецепт таков: сухого крахмала 125—150 г, воды 875—850 мл.

    Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через частое сито. Хранится недолго. Получается однокомпонентный лак кракле — вопрос только в том есть ли у вас доступ к типографскому клею но говорят декстрин продается в магазинах стройматериалов и химреактивов.

    Техника кракелюра с помощью белого пшеничного декстрина. Формула: 40 грамм декстрина плюс 18cc кипящей воды. (Столовая ложка равна 17cc). В порошок с декстрином добавить кипящую воду и растворить до консистенции жидкого йогурта. Держать на водяной бане, а не на огне в то время пока вы будете выполнять работу. На хорошо просушенную, выполненную работу, т.е. окрашенную поверхность плюс декупаж, наносим доволно толстый слой блестящего лака на водной основе. Дать высохнуть. Нанести подготовленный декстрин кисточкой, толстым слоем, не заботясь о том, что один мазок будет заходить на другой. Дать подсохнуть втечение часа естественным способом, т.е. ни в коем случае не употреблять фен. Потом нанести патину и затем излишек ее убрать.

    Техника «Кракле» подразделяется на два основных вида:

    1. С оздание трещинок путем наложения друг на друга двух лаков для кракелюра с различными свойствами. Это, так называемые, двухкомпонентные лаки от одного производителя.

    Это могут быть, например: лак для старения (первый и третий слои) и лак кракелюрный (второй слой). В данном случае финишное лаковое покрытие придаст поверхности золотисто-коричневый оттенок.

    Это специальная бумага кракелюр для декупажа.

    Лак для первого слоя в технике «Кракле» без труда можно найти в художественных магазинах, его название может оказаться одним из следующих: «лак для придания картинам старого вида», «лак для патинирования», «патина для декупажа» и др. Лак следует накладывать ровным слоем плоской широкой кистью, например, синтетической или кистью, выполненной из щетины. Идеально, если это будет мягкая густая синтетическая кисть.

    Как только первый слой лака подсохнет и дойдет до состояния «липкости, но не пачкости» (не ранее 30-40 минут), необходимо нанести другой кистью с теми же характеристиками второй слой лака, который носит название кракелюрного. Чем толще будет второй слой, тем сильнее будут выражены трещинки. Здесь также нужно следить за равномерностью покрытия.  

    После нанесения второго слоя лака поверхность можно подсушить феном. В этот момент начнут появляться характерные трещинки. После полного высыхания поверхности кракелюры затирают различными затирками: специальным составом, так называемым, битумом из серии средств для патинирования; темной масляной краской; золотым порошком или порошком сухой пастели любого цвета для создания контраста с основанием работы. Затирка наносится тряпичным тампоном или обычной губкой для мытья посуды.

    Излишки затирки можно удалить другим тампоном или губкой, пропитанными льняным или подсолнечным маслом, а затем насухо вытереть тряпкой. Трещинки, полученные данным способом, достаточно хрупкие, поэтому получившуюся красоту необходимо зафиксировать лаком (третий слой). Для этого можно использовать патинирующий лак, с помощью которого наносился первый слой, тогда работа приобретет еще более золотисто-коричневый вид состаренного предмета. А можно ограничиться обычным прозрачным акриловым покрывным лаком.

    Но что же делать, если вам совершенно не нужно наделять ваш предмет мебели темным налетом патины, а получить заветные трещинки все же хочется? Если вы ожидаете получить трещинки, например, на белой декорируемой поверхности с сохранением этого самого белого цвета, вы можете воспользоваться прозрачным бесцветным лаком для создания эффекта кракле. На современном рынке в отделах товаров для хобби представлены специальные двухкомпонентные бесцветные лаки для создания кракелюров в технике декупаж.

    2. И спользование одного специального лака или воска для эффекта кракле, при нанесении которого предварительно окрашенная поверхность покрывается цветными фактурными трещинами.

    Тот же эффект может происходить и в случае, если на слой кракелюрного лака после просушки наносится новый слой акриловой краски. Трещинки станут образовываться примерно через 10 мин. В аннотации к данным видам средств содержатся разъяснения относительно техники создания кракелюров.

    Чтобы получить наиболее сильный цветовой эффект, для предварительной окраски выбирают контрастные друг с другом цвета.

    Кракелюр и материалы для него

    Кракелюром (c французского — «трещина») называется техника искусственного состаривания поверхности, которая применяется вместе с декупажем при изготовлении декоративных элементов интерьера, мебели или украшений. Суть метода заключается в том, чтобы покрыть поверхность сетью трещинок – будто краска или лак усохли от времени.

    Принцип действия

    Поверхность лака (краски) трескается из-за разницы во времени, которое необходимо для высыхания базового состава и внешнего покрытия. В процессе сушки состав для кракелюра вытягивает влагу из нижнего слоя краски, а обезвоженная поверхность ссыхается и покрывается трещинами.

    Есть и такие составы, как однокомпонентный фасет, где при нанесении толстым слоем образуются эффектные трещины из-за того, что верхний уровень высыхает быстрее, чем нижний. Чаще всего для искусственного состаривания применяются акриловые краски – на них рассчитано большинство представленных на рынке профильных лаковых покрытий. Бывают и однокомпонентные краски для кракелюра – они в значительной степени теряют объем при высыхании и от этого покрываются трещинками.

    Рисунок трещин, их глубина и прочие внешние характеристики зависят не только от лака или краски, но и от технологии нанесения. Как правило, в инструкции указано то, в каком порядке и как следует наносить слои для создания того или иного эффекта.

    Важные нюансы

    1. Один и тот же лак может создавать трещины разной конфигурации и глубины – это зависит от толщины слоя. При работе с вододисперсной краской этот показатель будет зависеть от ее вязкости: чем она жиже, тем слой тоньше и тем мельче кракелюры на поверхности изделия. Слой также может быть неравномерным – тогда трещины в некоторых местах будут крупнее, а в других – мельче; такой эффект может пригодиться для создания «старинной» шкатулки или декорирования мебели.
    2. В отличие от других видов работы с лакокрасочными материалами для кракелюра не обязательно выдерживать какой-то строгий температурно-влажностный режим просушки. Необязательно также ждать указанное время, можно ускорить процесс посредством фена или даже прямых солнечных лучей – естественно, в тех случаях, когда возможное появление желтизны не испортит работу. Таким образом, появляется возможность не только ускорить процесс, но и смоделировать рисунок трещин.
    3. Чем более гладкая (в идеале глянцевая) поверхность изделия, тем лучше на ней удастся кракелюр. На шершавой же и матовой поверхности трещинки расползутся неравномерно и слабо.
    4. Для регулирования количества кракелюров можно использовать дополнительные слои лака: чем их больше, тем больше трещин. Чаще всего этот прием применяют с тонкими слоями, которые быстро сохнут и распадаются на паутинку мелких трещинок.
    5. Направление трещинам можно задать, если нанести лак широкой кистью мазками в одну сторону. Для однородного рисунка кракелюров используется валик или кусочек губки. Дабы получить сетку из перпендикулярно перекрещивающихся трещин, нужно нанести два слоя в направлении сверху вниз, а затем – слева направо.
    6. От способа нанесения зависит рисунок и толщина трещин! Вариантов масса – в зависимости от характера декорируемого изделия: малярный валик, широкая кисть, кисти с разной степенью жесткости ворса, поролоновый фетр и так далее. Некоторые мастера-миниатюристы предпочитают наносить лак на небольшие поверхности просто пальцем – так удобнее чувствовать толщину слоя и фактуру.
    7. Высыхание в естественных условиях и при помощи фена даст в некоторых случаях очень разные результаты, так что для начала желательно поэкспериментировать на поверхности, сходной по составу и обработке с будущим изделием.
    8. Видимость старинных трещин можно создать с помощью неспециальных вододисперсных лаков и даже клея ПВА. Неожиданное решение: на растрескавшуюся поверхность краски походит толченая на кусочки разного размера яичная скорлупа, равномерно наклеенная на поверхность изделия и покрытая сверху краской или обработанная в технике декупажа.

    Не стоит бояться экспериментов! Кракелюр – это творческий процесс, как следствие, необходимо опытным путем освоить несколько технических приемов, чтобы потом с уверенностью приступать к обработке изделия!

    Похожие статьи:

    Цветные акриловые краски

    Акриловые краски – замечательное изобретение. Они рисуют по любой поверхности, не имеют неприятного запаха, быстро сохнут, имеют яркие, насыщенные цвета. Они – как матовая жидкая плёнка, которую можно натянуть на поверхность в самых немыслимых конфигурациях. Акрил – это полимерный материал на водной основе, поэтому разбавляя такие краски водой, а также специальными добавками, можно добиться прозрачного глубокого цвета, придать изображению иллюзию объёма.

    Подробнее…
    Такой непростой простой карандаш

    О том, что такое карандаш, знает любой шепелявый детсадовец. На вопрос о том, где можно купить простые карандаши, и зачем нужны, ответит вполне уверенно любой школьник. Но такой простой и совершенно обычный предмет, оказывается, имеет совсем не обычную историю.

    Подробнее…
    Как сделать картину в стиле декупаж

    Замечательным украшением любой комнаты служат красивые картины. Не важно, исполнены они профессиональными художниками или любителями. Главное здесь правильно подобранный сюжет. Именно он играет решающую роль в оформлении интерьера, придавая помещению нужный эффект. Сегодня выполнить настоящее произведение искусства можно и самостоятельно. Тем, кто не умеет идеально рисовать поможет техника «декупаж».

    Подробнее…
    Масла для живописи

    В масляной живописи используются натуральные растительные масла. Каждый художник, вырабатывая свой индивидуальный стиль, отдает предпочтение тем или иным экстрактам, но есть и общие закономерности их использования, которые важны для первоначального выбора.

    Подробнее…

    что это и с чем его комбинируют

    Бывает, они проявляются под воздействием времени в процессе естественного старения или их создают искусственным путем — с помощью специальной обработки.

    Domik.ua рассказывает об особенностях изысканного эффекта «кракелюр» на различных поверхностях и его художественных «возможностях» в декоре интерьера.

    Что такое кракелюр

    Кракелюр в живописи — это трещины верхнего красочного слоя. Картина приобретает «налет» старины и выглядит более эффектно. Подобный прием будет гармоничен при обработке рам картин или фотографий.

    На мебели эффект кракелюр проявляется в виде «трещин» лакокрасочного покрытия.

    Кракелюры — то есть трещины, по своей природе — это нарушение целостности слоев на поверхности. У них бывает разный рисунок и направление узора.

    Читайте также: Солнце, маки, колоски: голос природы в керамике ужгородской студии Sunny Ceramics

    Кракелюр можно создать искусственным путем. Трещины проявляются после нанесения на поверхность кракелюрного лака. Мебель, изготовленная или декорированная в стиле прованс, зачастую отличается слегка потертыми поверхностями.

    Читайте также: Битая посуда: новый тренд для антиперфекционистов

    Журнальные столики, искусственно состаренные с помощью двух видов краски, гармонично впишутся в интерьер в готическом, французском или классическом стиле.

    Слегка состаренные деревянные комоды, добротные туалетные столики, увесистые табуреты, шкафы, ножки кресел, диванов и кроватей смотрятся невероятно стильно.

    Читайте также: Внутри цветка: расписные бокалы от волынского бренда Innamoloko

    Кракелюр в работах украинских дизайнеров

    Полтавский художник-керамист Вячеслав Одарченко в своем творчестве воплощает эффект кракелюр. Его керамика, словно потрескавшаяся изнутри, похожа на археологические находки времен трипольской или египетской культуры.

    Пиалы, чашки и кружки испещрены паутиной художественных трещин, будто обвиты тонкой узорчатой рыболовецкой сетью.

    Художник-керамист Юрий Мусатов органично вплетает в свои поистине космические глиняные работы кракелюр как художественный акцент.

    В совокупности со снежно-белой поверхностью и замысловатой формой изделий следы кракелюра очень атмосферны.

    Запорожская студия керамики «Шалене коло» и ее главный мастер-керамист Алиса Баранник интегрирует кракелюр редко, но мастерски. Изнутри чашки игриво показываются небольшие трещинки внутренней поверхности.

    Столичная мастерская деревянного декора Woodville изготавливает некоторые деревянные изделия с эффектом кракелюр. Едва заметные художественные потертости придают подсвечникам подоплеку старины.

    Ключницы словно приобретают новизну и благородный шик благодаря шероховатостям и потертостям.

    Интересно, что кракелюр можно использовать на поверхностях разных ярких оттенков.

    Обсудить особенности художественного приема под названием кракелюр можно на форуме украшение и декор дома .

    Материал подготовила Ирина Бегаль, журналист рубрики «Советы по обустройству»

    Кракелюры и декупаж. Самообучение.

    Наложение кракелюров, или трещинок – завораживающее и волшебное действо в декупаже! «Кракле» — одна из техник, имитирующих старение, и выполняется с использованием специальных составов – кракелюрных лаков. Так, например, один из популярных стилей — стиль прованс, немыслим без «старения» и трещинок-кракелюров. А уж кракелюр и декупаж — это просто одно целое!
    У каждого из кракелюрных лаков свой неповторимый узор трещинок. И, конечно, свои секреты использования! Вот основные вопросы, возникающие при использовании декупажницами, общие для кракелюрных лаков от разных производителей.

    • Как нанести состав, чтобы он ровно лег на декорируемую поверхность?
    • На какой поверхности и какой лак лучше использовать, чтобы Ваше изделие выглядело эффектнее за счет особого рисунка трещинок?
    • От чего зависит рисунок и характер трещин?
    • Почему кракелюры с одним и тем же составом получаются разные?
    • Каким финишным лаком и почему лучше покрыть декупаж с кракелюрным лаком?
    • Что значит 1 шаговый и 2 шаговый (или однокомпонентный и двухкомпонентный ) кракелюрный лак?

    На сайте для Вас представлены ответы на некоторые вопросы о технике применения популярных кракелюрных лаков в декупаже.

    Мастер-классы с использованием 1 шагового (однокомпонентного) кракле в декупаже

    Мастер-класс с видеосопровождением «Кракелюрный лак «Декола»: 3 вида трещин»
    Мастер-класс по декупажу и кракле «Декупаж мебели: полок»
    Мастер-класс по декупажу и кракле «Винтажная шкатулка «Букет с синей ленточкой»


    Мастер-классы с использованием 2 шагового (двухкомпонентного) кракле в декупаже

    Кракелюры: как сделать «фарфоровые» трещинки
    Мастер-класс. Кракелюры и декупажная карта: новогодне-рождественское винтажное украшение
    Мастер-класс по декупажу шкатулки с распечаткой и «фарфоровыми» кракелюрами

    Что такое кракелюр в картине?

    Изображение сохранения NPG.

    Кракелюр часто встречается на многих картинах любого возраста. Его легко увидеть на поверхности произведений искусства в виде сети или узора из мелких трещин.

    С возрастом картины стареют и слои краски. Это старение приводит к усадке материала, что приводит к лабиринту линий на картине. Кракелюр встречается в картинах большинством видов красок, акрила, яичной темперации и масла.

    Понятно, что появление кракелюра вызывает беспокойство у любого коллекционера произведений искусства как со структурной, так и с эстетической точки зрения.

    Поскольку большинство картин развиваются медленно, обезображивание обычно не является серьезной проблемой. Однако в некоторых случаях кракелюр может быть очень заметным, и не только при взгляде на поверхность картины крупным планом.

    Что касается вызванной нестабильности, в отличие от растрескивания, кракелюр редко приводит к значительному ухудшению качества картин. Если возникнет дестабилизация, это можно будет увидеть по отрыву красочного слоя или попаданию грязи в трещины. Если краска стала рыхлой, эти области можно стабилизировать с помощью карандаша для консервации, чтобы закрепить отслаивающуюся краску.Процесс кондиционирования также используется для обработки потрескавшихся участков, чтобы минимизировать риск подъема в будущем.

    Хотя это нормальное явление для старых картин, стоит выделить два типа кракелюра, которые не вызваны процессом старения.

    Первый вызван плохой техникой. Если на медленно сохнущую краску нанести слой быстросохнущей краски, это вызовет то, что раньше называлось «молодежным» кракелюром. Вторая причина связана с неправильным выбором материала при использовании битума или асфальта и создает широкие углубления в слое краски, известные как «аллигаторный».

    Несмотря на то, что кракелюр является побочным продуктом самой живописи, не обязательно ли он нанесет значительный ущерб. Однако, если какой-либо вред все же произойдет, доступны консервативные процедуры.

    Если у вас есть какие-либо вопросы о кракелюре или у вас есть произведения искусства, требующие некоторого внимания, позвоните в Галерею по телефону 01256 701082, и мы сможем помочь.

    Определение кракелюра Merriam-Webster

    cra · que · приманка | \ kraˈklu̇ (ə) r \

    : растрескивание (от лака, краски или эмали) на произведении из пластики.

    Не бойтесь кракелюра — журнал Cosmos

    Трещины на краске великого произведения искусства могут быть не совсем той проблемой, которой они кажутся. На самом деле, если это картина по дереву, возможно, они и делают это хорошо.

    Имеет признаки возраста, но все еще сильный. Предоставлено: Wikimedia Commons.

    Исследования показали, что узоры кракелюра — сети мелких трещин на поверхности материалов — могут сделать исторические картины менее уязвимыми для изменений окружающей среды.

    И это, по мнению группы специалистов из Польской академии наук, Страсбургского университета во Франции и Йельского университета в США, может объяснить, почему старые и сильно потрескавшиеся картины могут оставаться стабильными даже в менее чем идеальных условиях.

    Окрашенное дерево очень уязвимо к колебаниям относительной влажности и температуры, поэтому музеи стараются поддерживать влажность 45–55% и 21–22 градуса Цельсия.

    Наиболее восприимчивым в росписи по дереву является грунтовый слой, или левкас, который представляет собой смесь животного клея и белого пигмента, нанесенного между деревянной основой и краской.

    Левкас деформируется, когда древесина расширяется или сжимается.

    Чтобы лучше понять, что именно происходит, исследователи создали две деревянные панели, которые они соединили с помощью левкасов, приготовленных по традиционным рецептам.

    Оба хранились при 25 градусах, но при влажности 30, 50, 75 и 90% в течение двух недель перед тем, как подвергнуться испытанию на расщепление.

    Используя компьютерную томографию для сканирования исторических образцов панно, исследователи определили размер существующих изъянов в левкасе, на которых возникают новые трещины. Затем эти измерения были использованы в компьютерной модели окраски панели для моделирования дальнейшего образования трещин.

    С учетом эластичности материалов и увеличения влажности древесины они обнаружили, что нагрузка на левкас уменьшалась по мере увеличения количества трещин с течением времени.

    «Напряжение левкаса возникает в областях между трещинами», — говорит Лукаш Браташ, автор статьи в журнале Heritage Science .

    «Чем больше эти области, тем легче образуются трещины. По мере того, как трещины множатся, а промежутки между ними становятся меньше, напряжение уменьшается до точки, при которой, наконец, не образуются новые трещины ».

    Браташ говорит, что текущие стандарты для «безопасного диапазона» колебаний относительной влажности были определены на основе лабораторных испытаний, когда в новом, неповрежденном материале начинают образовываться трещины, что «не отражает физическую реальность картин по мере их старения и сложности. образуются узоры кракелюра ».

    «Наше исследование более точно отражает эту физическую реальность, учитывая изменения в восприимчивости к стрессам окружающей среды по мере старения картин».

    Авторы предупреждают, что их выводы справедливы для картин с открытыми трещинами. Если трещины заполнить во время консервационной обработки или лакировки, уязвимость картины для окружающей среды может увеличиться.

    Растрескивание (Кракелюр) | Бродвей изобразительное искусство


    Кракелюр — техническое название «растрескивания» в масляной живописи

    Кракелюр — самый очевидный признак старости и перемен в масляной живописи.

    Это французский термин, используемый в общем для обозначения трещин или «разделения», видимых, когда поверхность краски «буквально отделяется» от основы, обнажая основной цвет под ней.

    Размер, форма и рисунок кракелюра могут сильно различаться и могут быть описаны соответствующим образом; трещины спиц, трещины в раме, трещины сетки, гирлянды и спирали, кукурузные початки, а также трещины от мазков кистью являются примерами различных узоров.

    Кракелюр сам по себе не вредит картине, более того, тонкий кракелюр может добавить «качества» его патины, которое может дать только возраст — необходимо учитывать эстетический баланс!

    Джеймс Мэтток — пример кракелюра

    Однако на картине ниже («портрет крупного рогатого скота» XIX века провинциального художника Джеймса Мэттока) количество кракелюра ухудшает качество изображения, особенно в областях, связанных с белым пигментом.Это придавало картине «грязный вид» и подрывало весь шарм работы.

    Щелкните изображения, чтобы увидеть крупным планом до и после.
    Клиенты были в восторге от преобразования их драгоценной семейной реликвии

    Пещера Жюля — пример кракелюра

    Перед очисткой грязь и старый лак затемняли перекрашенный кракелюр на этом очаровательном портрете французского художника Жюля Кейва XIX века.

    Чтобы вернуть мастерские цветовые тона портрета, большую часть предыдущей реставрации пришлось удалить, а затем отретушировать в соответствии с оригинальной палитрой.

    Битумный кракелюр

    В начале 19 века стало модным экспериментировать с смешиванием жидкого битума с черным пигментом. Со временем, в частности, темные тона некоторых из этих картин претерпели химические изменения.

    Эта деталь картины Роберта Клеминсона в Хайленде конца XIX века демонстрирует умеренную «битумизацию». Примеры начала 19 века могут быть гораздо более драматичными!

    В крайних случаях битум окислился и образовал пузыри, образуя глубокие, широкие и неприглядные трещины. Это преобразование может существенно повлиять на текстуру самой краски и требует совершенно уникальных методов очистки и повторного прикосновения.

    Craquelure, Роберт Стронг Вудворд, художник сцен Новой Англии, сараев, усадеб, пастбищ, церквей, живописных окон

    Уважаемый владелец картины маслом Роберта Стронга Вудворда:
    В ответ на ваш вопрос о восстановлении вашего Woodward для улучшения кракелюра, я хотел бы поделиться с вами своими впечатлениями об этом состоянии.

    Ниже приводится ВВОДНЫЙ КУРС ПО ЖИВОПИСИ КРАКЕЛЮРА 101.

    Мона Лиза
    Кракелюр — это мелкое потрескивание краски на масляной картине. Это в первую очередь результат возраста. Обратите внимание на потрескивание на знаменитой картине Моны Лизы выше. Говорят, что это результат использования на картинах лака для защиты поверхности. Однако RSW не использовал лак, и в результате возраста на некоторых его ранних картинах появился кракелюр.Большинство ценителей искусства воспринимают это как нормальное и даже ожидаемое и прекрасное в картине.

    У меня нет!

    Я думаю, что это умаляет первоначальную красоту картины, и в прошлом я несколько раз удалял (исправлял) ее художественные реставраторы. Самый известный реставратор в моем районе — это Центр сохранения искусства Уильямстауна, связанный с музеем Кларка, в Уильямстауне, Массачусетс. Это известно во всем мире. Когда мы были там, мы видели, как работают «старые мастера».

    Кракелюр в Моне Лизе
    Из Википедии, бесплатной энциклопедии
    В искусстве кракелюр (французский: craquel, итальянский: crettatura) — это тонкий узор плотных «трещин», образовавшийся на поверхности картин, в частности, из-за старения красок. Его часто используют для определения возраста картин и выявления подделок произведений искусства, поскольку кракелюр является трудно подделываемым признаком подлинности.

    Аутентичный
    Настоящий кракелюр возникает из-за того, что краска сохнет и становится менее эластичной по мере старения и усадки.В случае картин на холсте, холст с возрастом ослабевает, так как не выдерживает длительного напряжения растяжения. Краска в центре картины имеет наименьшие трещины, а краска по краям — наиболее потрескавшаяся или напряженная. Точный рисунок кракелюра зависит от того, где, когда и в каких условиях была написана картина. Трещины, вызванные растяжением или провисанием холста, сильно отличаются от трещин, вызванных другими факторами, такими как высыхание и старение краски. Краска трескается, когда нагрузка на нее превышает точку разрыва слоя краски, и краска трескается примерно под прямым углом к ​​направлению напряжения, снимая это напряжение.В середине рисунка трещины обычно идут параллельно коротким сторонам. Они распространяются от середины к напряженным замкнутым краям, а трещины, начинающиеся с коротких сторон, закручиваются. Напряжение в углах более чем вдвое больше, чем в центре. Кажется, существуют различные французские, итальянские и голландские «стили» кракелюра.

    Кракелюр практически невозможно точно воспроизвести искусственно в определенном узоре, хотя есть некоторые методы, такие как запекание или отделка картины, при которых это делается. Эти методы, однако, позволяют получить трещины, в большинстве своем однородные по внешнему виду, в то время как настоящий кракелюр имеет трещины с неравномерным рисунком. Точный узор зависит от химических характеристик используемых пигментов — от самых тонких светлых тонов до менее заметных темных, стиля живописи художника и того, использовалось ли дерево или холст в качестве фона. Он также содержит записи об условиях окружающей среды, в которых картина находилась в течение своего жизненного цикла, таких как температура и влажность, а также может раскрыть подробности об истории обращения с картиной, ее транспортировки и реставрации.

    Индуцированный
    Индуцированный кракелюр придает новым предметам, таким как керамика и мебель, «античный» вид. Эффект достигается за счет химической реакции, в результате которой образуется кракелюр ровного вида. Равномерность задает толщина нанесенного продукта, который можно смешивать с битумом Иудеи или масляными красками. Сглаживание и растрескивание можно заменить шеллаком и гуммиарабиком. Художник Тони Тетро открыл способ использования формальдегида и особый процесс выпечки.

    В последние годы индустрия современного декора использовала технику кракелюра для создания различных предметов и материалов, таких как стекло, керамика, железо.Это стало возможным благодаря использованию маркетинговых наборов, которые реагируют с цветами, используемыми в декоративных акриловых красках. Степень образования кракелюра зависит от процентного содержания реагента и времени использования. Чтобы выделить трещины, используется блестящая пудра, обычно доступная из меди, бронзы и золота. Смешивание готовых продуктов разных марок для имитации кракелюра приводит к образованию трещин разных размеров и форм. Доступны программы для создания кракелюра на цифровых фотографиях.

    Да, это действительно больше, чем я (а может, и вы) действительно хочу знать о кракелюре.Как я уже сказал, мне лично это не нравится. Я восстановил несколько картин, чтобы убрать их. Среди них «Маджестик Нью-Гэмпшир Мэджик», «Из окна спальни» и совсем недавно законченный, «Гора Эквинокс» в апреле. (щелкните по ним, чтобы увидеть их в разделе «Галерея» на этом веб-сайте.)

    Если вы решите восстановить свою картину, вы должны понимать, что это очень дорого. Моя последняя картина, которую отправили на удаление кракелюра (гора Эквинокс в апреле), стоила почти 3000 долларов, и поскольку я был недоволен результатом и отправил ее для дальнейшей реставрации, она стоила дополнительно 1000 долларов,

    Мой последний опыт работы с этим процедура была обучающей.Когда я пожаловался, что кракелюр все еще виден, реставраторы объяснили мне, что техника удаления кракелюра заключается в том, чтобы снять картину с подрамника, нанести какой-то клей на заднюю часть холста и затем поместить ее в термопресс. Клей нагревается, впитывается в холст, схватывает краску и лучше прилипает к холсту. Процедура работает нормально. Кракелюр действительно полностью исчезает. Проблема в том, что срок действия этой коррекции неизвестен.Прошло недостаточно лет с тех пор, как использовалась эта техника, чтобы быть уверенным в том, что исправление продлится. Я предпочитаю иметь картину в первозданном виде, пока я еще нахожусь рядом, чтобы оценить ее. Надеюсь, но я не уверен, что он будет оставаться в хорошем состоянии через много лет.

    Есть еще одно обнадеживающее дополнение. Реставраторы утверждают, что все, что они сейчас делают с картиной, чтобы удалить кракелюр, ОБРАТНО. Я думаю, они могут вернуться и удалить клей и позволить картине восстановить свой кракелюр, опять же за дополнительную плату.

    Тебе придется решить. Хотите, чтобы ваша картина выглядела безупречно при жизни? Хотите потратить на это несколько тысяч долларов?

    Я могу предоставить вам дополнительную информацию о WilliamstownArt ConservationCenter, если вы этого хотите. И если вы решите восстановить свою картину, вы должны специально попросить об удалении кракелюра, иначе они восстановят ее обычным способом (то есть очистят ее и, возможно, «покрасят» участки, которые в ней нуждаются) … но не работать над кракелюр.

    Мне будет интересно узнать, что вы решите сделать с одним из ваших Woodwards и что вы думаете о результатах. Ваш ответ будет напечатан здесь … конечно, с вашего разрешения.

    MLP
    Март 2015 г.

    История — трещина во времени • Uriél Danā Fine Art

    Время и климат не наши друзья, когда дело касается картин или нашей кожи. Кракелюр — это сеть мелких трещин, которые появляются на коже картины.Эти трещины могут быть вызваны многими вещами.

    К сожалению, как и человеческое лицо, трещины, возникающие в слоях краски или грунте, обычно указывают на возраст или стресс. Вместо черепа эти трещины проходят сквозь слои картины. Они представляют собой густую сеть мелких трещин, которые образуют прямые или слегка изогнутые линии. Подумайте о смехе.

    Иногда они возникают из-за процесса окисления, другие могут возникать в высохших и полностью полимеризованных (неэластичных) слоях краски.

    В современной живописи это обычно следствие использования плохих материалов.

    Трещины появляются на лаковом покрытии, но еще не проникли сквозь слои краски. Обычно это происходит, когда неправильно приготовленные лаковые смеси теряют сцепление. Такие трещины обычно можно удалить, удалив лак.

    Трещины от высыхания не то же самое, что трещины от старения.

    Высыхание трещины включают небольшие и короткие трещины от пламени, часто образовавшиеся от краски, нанесенной кистью после покраски.

    Трещины, нанесенные мазком кисти, возникают на участках, покрытых очень тонкой краской. Тощая меловая гуща вызывает спиральные трещины и краски на тонком полотне.

    Трещины сетки встречаются только на картинах 19 и 20 веков и возникают при рисовании на более гладкой поверхности.

    Сетчатые трещины, названные в честь их внешнего вида, возникают, когда краской манипулируют и наносят на структурированный холст во многих направлениях.

    Трещины от высыхания в лаке бледные и проходят через краску до земли, но не в землю. Они всегда являются результатом живописной техники.

    Мир на Земле (по Канильяно), 1995, Уриэль Дана и Гейдж Тейлор. © 1995-2018 Uriél Dana

    Кракелюр также может быть вызван механическими напряжениями. Ковальщики, после использования печи для высыхания и застывания масляной краски, могут накатывать картину на цилиндр.

    Искажения изображения создают трещины, когда что-то нажимает на холст сзади или даже на фальшивомонетчик пальцами.

    Старение слоя изображения, микропоры и микротрещины (также называемые побледнением), а также напряжения, вызванные растяжением и давлением, также могут вызвать растрескивание.

    Трещины на деревянных панелях образуют трещины гирлянды, диагональные трещины, спиральные трещины и трещины в виде кукурузных початков, вызванные давлением.

    Чтобы еще больше усложнить задачу, для эффекта нанесен искусственный кракелюр. Я использовал продукт под названием Vernis a Craqueler французской компании для выставки, которую я провел с покойным Гейджем Тейлором под названием «Рождество пришельцев» в салоне Anon в Сан-Франциско. Это двухэтапный процесс с использованием лаков на масляной и водной основе для получения эффекта. Картина называлась «Мир на Земле».

    Классификация кракелюров — Институт Гамильтона Керра

    от Спайка Баклоу

    Рисунок трещин не является преднамеренной частью картин старых мастеров, но со временем развивается по мере того, как картина реагирует на окружающую среду (в основном на изменения относительной влажности).

    Условия окружающей среды

    Окружающая среда картины меняется по-разному, пока она отображается, хранится, покупается и продается, реставрируется и т. Д., И невозможно узнать точную историю окружающей среды картины на протяжении нескольких столетий.

    Анализ рисунка трещин предполагает, что точное знание истории окружающей среды картины не требуется, он просто предполагает, что картина имеет предрасположенность к растрескиванию и что ее предрасположенность будет более полно развиваться в одних условиях и менее полно — в других. Таким образом, точные детали экологической истории могут определять степень растрескивания, но не предрасположенность к растрескиванию в конкретном образце. Концепция «паттерна» актуальна, потому что паттерн не является чисто физическим устройством и не является плодом воображения наблюдателя — паттерн — это способ, которым некоторая вещь или некоторые вещи могут быть восприняты или упорядочены.

    Кракелюр и авторство

    Исследование, проведенное Спайком Баклоу из Института Гамильтона Керра, изучало восприятие людьми структуры трещин. В ходе исследования, проведенного Варли на инженерном факультете Кембриджского университета, изучалась структура трещин. Оба пришли к одному и тому же выводу — ценители были оправданы в своих заявлениях о том, что кракелюр является ценным ключом к атрибуции картин.

    Идея о том, что узор трещин может быть диагностическим для материалов, выбранных художником, и того, как художник использовал свои материалы, связывает визуальную особенность нарисованного изображения со способом создания нарисованного объекта. Определенный образец растрескивания будет последовательно создаваться для объектов, сделанных из одних и тех же материалов, собранных одними и теми же методами. Не все картины сделаны из одних и тех же материалов или по одним и тем же методам, поэтому рисунки трещин будут разными. Конечно, художники не всегда могут последовательно работать с одними и теми же материалами и методами, поэтому сами по себе рисунки трещин являются ненадежным индикатором авторства.

    Гипотеза о том, что узоры трещин могут использоваться в качестве непреднамеренных «подписей» для художников, была проверена путем исследования узоров трещин на более чем 500 картинах.Были сфотографированы участки, окрашенные краской неба или телесного цвета (с краской высокой тональности, на которой были легко видны трещины). Выбранные области были небольшими (20–30 см2) и выбирались так, чтобы избежать трещин из-за идентифицируемых причин (таких как удары по холсту или трещины в панелях) и уменьшить любые визуальные подсказки в слое краски (выбор однородных проходов без стилистических подсказок) . Картины были отобраны как принадлежащие к художественным традициям, которые можно отличить по материалам и методам.

    Образцы трещин были собраны с итальянских панелей четырнадцатого и пятнадцатого веков, фламандских панелей пятнадцатого и шестнадцатого веков, голландских полотен семнадцатого века и французских полотен восемнадцатого века. Были отсортированы фотографии более пятисот рисунков трещин, и было выбрано десять образцов, представляющих каждую из четырех категорий истории искусства — итальянские и фламандские панно, а также голландские и французские полотна.

    Визуальное восприятие трещин человеком

    Процесс сортировки пятисот фотографий был предпринят с использованием методов, используемых в когнитивных науках для разработки компьютерных систем, «основанных на знаниях» или «экспертных».Эти методы, в свою очередь, были заимствованы из экспериментальной психологии, где они использовались для выявления индивидуальных ментальных моделей. Те же и связанные методы были использованы для сортировки набора из сорока фотографий, по десять из каждой из четырех категорий.

    Тридцать человек попросили отсортировать фотографии трещин по различным категориям (не по историческим категориям). Эти люди варьировались от экспертов с многолетним опытом тщательного изучения картин старых мастеров до учеников шестого класса колледжей, практически не имеющих опыта работы с картинами старых мастеров.Ответы этих тридцати человек были сопоставлены и подвергнуты статистическому анализу с использованием иерархических, многомерных, многомерных, кластеризованных программных пакетов и т. Д.

    Результаты статистического анализа того, как люди распределяют образцы трещин, позволили сделать ряд выводов.

    • Индивидуальная реакция людей на закономерности была последовательной.
    • В целом реакция людей на закономерности была последовательной.
    • Между образцами была статистически значимая разница.
    • Наблюдалась корреляция между узорами и категориями истории искусства (~ 75%).
    • Шаблоны могут использоваться для успешного подтверждения или опровержения категории (> 90%).
    • Аномальные результаты (как ложноположительные, так и ложноотрицательные) были поучительными.

    Попарное различие между художественно-историческими категориями на 97% правильных ответов было получено путем изучения однородных частей рисунков трещин на картинах, а дальнейшие атрибутивные ключи могут быть получены путем изучения частей рисунка трещин, которые были исключены из обзора.

    Эти данные подтверждают общие утверждения знатоков и позволяют квалифицировать некоторые из их более конкретных утверждений. Из результатов можно вывести ряд эвристических практических правил, хотя нет никаких предположений, что эксперты использовали такие правила. Однако правила могут служить ориентиром для новичка и направлять его внимание на более или менее важные особенности сложного рисунка трещин.

    Статистическая классификация трещин

    Подмножество из сорока шаблонов трещин (по десять из каждой категории) было оцифровано и охарактеризовано программным обеспечением, которое проанализировало линии в терминах параметров кривой Безье. Представления параметров кривой Безье образцов трещин были подвергнуты тому же статистическому анализу, что и представление структур трещин, созданных тридцатью людьми-наблюдателями. Результаты были в целом схожими. Классификация нейронной сети достигла 61% успеха, дискриминантный анализ — 82%, а средний процент успешных пар составил 94% правильных.

    Этот аспект исследований в области машинного зрения был впоследствии продолжен Ф. Абасом, К.Мартинес и другие.

    Послесловие

    Эта работа была предпринята для получения докторской степени по истории искусства. (С. Баклоу, «Формальный знаток и характеристика кракелюра», неопубликованная докторская диссертация, Кембриджский университет, 1996.) Данные также были проанализированы для другой докторской диссертации, представленной в области электротехники. (A.J. Varley, «Статистические методы изображения для обнаружения линий», неопубликованная докторская диссертация, Кембриджский университет, 1999.)

    .
    Posted in Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *