Кракелюры что это: Кракелюр — Википедия – Все тайны одношагового кракелюра | Журнал Ярмарки Мастеров

Кракелюры что это: Кракелюр — Википедия – Все тайны одношагового кракелюра | Журнал Ярмарки Мастеров

05.01.2020

Содержание

Кракелюр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сетка кракелюров на красочном слое (Джоконда)

Кракелю́р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии (например, на старинных автомобилях).

Кракелюры бывают сквозными, то есть проходящими через все живописные слои, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

Трещины — нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв.

Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.

Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

В иконописи, где, в основном, используется темпера, хорошая подготовка левкаса, относительно малая толщина красочного слоя и особенности просыхания эмульсионного связующего (желток куриного яйца) частично предохраняли живописный слой от растрескивания. Как правило, медленно сохнущее эластичное масло желтка куриного яйца не вызывает растрескивания красочного слоя. Кракелюры часто образуются потому, что свежий верхний слой краски обезвоживается за счёт впитывания воды в недостаточно просохший нижележащий слой. В результате сухая плёнка верхнего слоя растрескивается.

В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придаёт произведению дух «старины» и определённый шарм.

Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.

Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путём; часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.

При искусственном состаривании различают два вида кракелюра: одношаговый и двухшаговый. При одношаговом кракелюре наносятся два слоя краски контрастных цветов с промежуточным слоем кракелюрного лака и просушкой. Верхний слой краски трескается, обнажая нижний слой. Двухшаговый кракелюр растрескивается сам: наносятся два вида кракелюрного состава с промежуточной просушкой. Верхний слой состава трескается, в трещинки втираются сухие пигменты или битумная паста. Величина и форма трещин зависит от времени просушки, направления нанесения лака и производителя кракелюрного состава.

  • Киплик Д. И. Техника живописи. — М.-Л.: Искусство, 1950.
  • Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В. В. Филатова — М.: Изобразительное искусство, 1986.

Все тайны одношагового кракелюра | Журнал Ярмарки Мастеров

О краклюре.
Кракелюры — это трещины, которые появляются на живописных полотнах и на лакокрасочных покрытиях в процессе старения.
Одношаговый кракелюрный лак позволяет получить искусственно состаренные покрытия. Его можно использовать для декоративного оформления различных изделий: рамок, шкатулок, браслетов, мебели, посуды и др.

Одношаговый кракелюр выглядит, как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски.

Поверхности.

Одношаговый кракелюр можно делать как на твердых пористых поверхностях, таких как: дерево, неглазурованная керамика, картон, холст. Так и на менее пористых: металл и стекло.
Порядок работы на всех типах поверхностей одинаков, отличие лишь в самом первом шаге — в грунтовке.
Подготовка поверхности — грунтовка.

Пористые поверхности.

На пористые поверхности наносим акриловый грунт плоской синтетической кистью в 2-3 слоя. Для того, чтобы грунт ложился ровно — каждый следующий слой следует наносить перпендикулярно предыдущему. Каждому слою даем тщательно просохнуть от 30 минут до 1 часа. Если при нанесении грунта его слой получился достаточно толстым и неровным, то после полного высыхания грунта его можно пошкурить. Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. Для полировки грунта вполне будет достаточно взять наждачку # 1.

Стекло и глазурованная керамика.

Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.
После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором.
Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri. В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.
Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле.

Металл.

Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой.

Старые поверхности.

Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый.
Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.
Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).

Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице.

Для работы нам понадобится:
— декорируемый предмет
— грунт
— акриловая краска (цвет фона+цвет трещин)
— одношаговый кракелюрный лак
— кисть плоская синтетика
— спонж
— акриловый лак
— стаканчик с водой
— салфетки для вытирания кистей

Порядок работы:

1. Создаем цвет трещин — наносим на поверхность акриловую краску плоской синтетической кистью.
Можно нанести несколько цветов акриловой краски, тогда трещинки получатся разноцветными, это смотрится очень интересно. Даем краске полностью высохнуть около 30 минут.

Здесь мы можем наносить любой вид акриловой краски- матовую, глянцевую или металлик.

2. Наносим одношаговый кракелюрный лак плоской синтетической кистью. Чем толще слой лака, тем крупнее получатся трещины.
Не обязательно покрывать кракелюрным лаком полностью всю поверхность, можно покрыть только отдельные участки (верхний слой краски растрескается только там, есть лак). В этом случае, для того чтобы эффект состаривания смотрелся естественно, при нанесении границы лака следует делать плавными.
Дать лаку просохнуть примерно 20-30 минут. Проверить готовность довольно просто — проверяем лак пальцем «на отлип». Если лак липнет, но не пачкает палец, то можно переходить к следующему шагу.
Очень важно следить, чтобы лак не пересыхал — для получения эффекта растрескивания поверхность лака перед нанесением краски должна быть слегка липкой. Если лак окончательно высохнет, то он не сможет растрескать краску.

Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде).

3. Создаем цвет фона — наносим матовую(обязательно!) акриловую краску плоской синтетической кистью или спонжем в один слой. Глянцевая краска и краска металлик не растрескиваются.
Важно! При нанесении краски спонжем трещины получаются более естественные, а при нанесении кистью — более геометрические.
Спонжем наносить краску проще, она ложится ровнее и без подтеков. Не стоит набирать на спонж слишком много краски.
Размер и ширина трещин зависят от толщины слоев лака и краски, а также от направления движения кисти. Краску необходимо наносить одним мазком, нельзя проводить кистью с краской несколько раз по одному и тому же участку поверхности, т.к. в этом случае краска будет ложиться неравномерно.

Когда краска полностью высохнет, через трещины верхней краски будет виден первый красочный слой.

4. После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое.
5. В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.

варианты и техники декора. Видео

Вы обращали внимание на сетку мелких трещин на поверхности картин? Эти трещины (утрата целостности красочного или лакового слоя) называются 

Кракелюры на улыбке Джоконды. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/


Кракелюры на улыбке Джоконды. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Некоторые даже считают, что трещинки — неотъемлемая черта всей старой живописи. Это не так. В большинстве случаев кракелюры — это результат нарушения технологии нанесения грунта, красочного слоя и лака. Другая причина их появления — ошибки в смешивании красок, ведь раньше художники, в отличие от нас с вами, не имели возможности покупать готовые краски в магазине «Товары для художников» и делали их сами. Конечно, и неидеальные условия «жизни» произведения тоже играют свою роль в появлении сетки времени. 

Сетка декоративных трещин может украшать всё, что угодно. Фото с сайта magicake.ru
Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно. Фото с сайта magicake.ru

Сегодня трещины на красочном покрытии — не всегда головная боль реставраторов. В продаже есть составы, специально предназначенные для получения эффекта растресканности. Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно — от шкатулки до торта, создавая антураж старины. Кракле бывает дополнением декупажа или самостоятельным декором. 

Составы для кракелюров и принцип действия

Кракемейкеры и производители кракелюрных лаков и красок различают 2 основных типа составов: одношаговый и двухшаговый. Эта классификация при ближайшем рассмотрении не совсем правильная, потому что количество этапов (шагов) в каждом варианте больше. А обилие разных производителей, вариаций химического состава продуктов и их характеристик создаёт путаницу.

Поверхность с кракелюрами
Поверхность с кракелюрами

Чтобы была лучше понятна разница, объясню принцип. Начну с более простого варианта.

  • Одношаговый (однофазный) кракелюр
Такое покрытие выглядит, как растрескавшаяся краска, сквозь трещины которой виден тон первого (базового) слоя или сама основа — дерево, металл, стекло и прочее, если базовая краска не используется. Действие одношагового состава для получения эффекта кракле основано на разной скорости высыхания первого (лакового) и второго (красочного) слоёв покрытия. 

Сначала предмет покрывают слоем базовой краски, если в этом есть необходимость. Окрашенной поверхности дают полностью высохнуть. Затем наносится кракелюрный лак, слой должен быть довольно толстым. Лак сушится около 40 минут (можно ускорить процесс с помощью фена), но сушка производится не до конца: на вид поверхность должна казаться сухой, но «на отлип» ощущаться незавершённость. 

Варианты использования разных цветов основы и финиша в сочетании с кракелюрами. Фото с сайта http://www.toolgirl.com
Варианты использования разных цветов основы и финиша в сочетании с кракелюрами. Фото с сайта toolgirl.com

Подготовленную поверхность покрывают слоем финишной краски, например, акриловой. Для удобства нанесения она должна быть довольно жидкой, так как поверхность нужно укрывать с одного раза. 

Если водить кисточкой по одному месту несколько раз, то краска скатается, за кистью начнёт «тянуться» и нижний слой лака. Поэтому важно правильно подобрать кисть и степень густоты краски: лучше сделать небольшой «испытательный полигон» — отдельную выкраску. Консистенция состава влияет также на размер трещин: чем краска жиже, тем трещинки тоньше. 

Кракелюр на деревянной поверхности. Фото с сайта 1povagonke.ru
Кракелюр на деревянной поверхности. Фото с сайта 1povagonke.ru

Направление появления трещин зависит от движения кисти: если красить вертикально, кракелюры тоже будут вытянуты в вертикальном направлении, и наоборот. Если использовать не кисть, а валик, направленность трещин будет более хаотичной — как на фото выше. Для достижения такого эффекта при окраске небольших предметов можно воспользоваться тампоном из куска поролона.

Форма и размеры трещинок, скорость их проявления зависят также от температуры воздуха при сушке. Здесь тоже можно воспользоваться феном для ускорения процесса.

  • Двухшаговый (двухфазный) кракелюр
В этом случае трещины образуются не в слое краски, а в верхнем лаковом покрытии. Его специальный состав содержит вещества, способствующие неравномерному высыханию, стягиванию лаковой поверхности и образованию трещин.

Двухшаговый кракелюр. Фото с сайта linakarolina.hemsida24.se
Двухшаговый кракелюр. Фото с сайта linakarolina.hemsida24.se

Декоративные кракелюры, образуемые двухшаговым кракелюрным лаком, напоминают как раз свой прообраз — сетку трещинок на старинных полотнах. Размеры кракелюров, как и в случае работы с однофазным материалом, зависят от химического состава и толщины слоя лака, скорости высыхания, то есть от температуры и влажности воздуха. 

В этом случае также можно попробовать ускорить высыхание с помощью фена, однако лучше сначала попробовать на образце. Овладев техникой и подобрав необходимый состав, можно добиться аккуратных мелких трещинок, как на старом фарфоре.

Имитация старинного фарфора двухкомпонентным кракелюрным лаком. Фото с сайта http://www.school-remont.tv
Имитация старинного фарфора двухкомпонентным кракелюрным лаком. Фото с сайта school-remont.tv

На втором этапе появившиеся трещины затираются пигментом — масляной краской (художественной), битумным лаком, пастелью, металлизированным порошком. В качестве затирки подойдут даже косметические тени. 

Трещины, образованные двухкомпонентным кракелюрным лаком
Трещины, образованные двухкомпонентным кракелюрным лаком

Пигмент «проявляет» кракелюрную сетку. Выбор затирки зависит от состава лака: важно, чтобы порошок прилипал только к трещинам и удалялся с остальной поверхности. Для двухшаговых и одношаговых составов последний этап одинаков: поверхность покрывают обычным лаком для закрепления декоративного эффекта.


Кракелюр — это… Что такое Кракелюр?

Сетка кракелюров на красочном слое — Джоконда Кракелюры масляной живописи — Деталь портрета, Ян ван Эйк

Кракелю́р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.

Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв (например,когда в масляной живописи наносится новый слой по непросохшему внутри слою).

Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.

Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

В иконописи, где, в основном, используется темпера, хорошая подготовка левкаса, относительная малая толщина красочного слоя и особенности просыхания эмульсионного связующего (желток куриного яйца) частично предохраняли живописный слой от растрескивания. Как правило, медленно сохнущее эластичное масло желтка куриного яйца не вызывает растрескивания красочного слоя. Кракелюры часто образуются потому, что свежий верхний слой краски обезвоживается за счёт впитывания воды в недостаточно просохший нижележащий слой. В результате сухая плёнка верхнего слоя растрескивается.

Искусственное состаривание

В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.

Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.

Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путём, часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.

Литература

  • Киплик Д.И. Техника живописи. — М.-Л.: Искусство, 1950.
  • Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В.В. Филатова — М.: Изобразительное искусство, 1986

Ссылки

Кракелюр — создание одношагового и двухшагового кракелюра своими руками

Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Ее широко применяют как самостоятельно, так и в сочетании с декупажем или другими техниками

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр считается более простым в исполнении. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении. 


Кракелюрный лак производства компании «ТАИР» основан на качественном импортом гуммиарабике (обладает очень высоким поверхностным натяжением). Вы можете использовать его как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.   

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Например, стекло, или металл. 

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски
Ход работы:  

1. На поверхность наносим слой краски, который будет виден через будущие трещины. Это может быть любой цвет, например, очень красиво смотрятся металлические оттенки, золото, серебро, бронза и другие металлики. Если вашей задумкой является показать цвет основы, то ее можно оставить без покрытия. Как, например, при работе со стеклом.  одношаговый кракелюр

2. После того, как первый слой краски высох, на него довольно густым слоем наносится кракелюрный лак. Оставить минут на сорок, до почти полного высыхания. Можно немного ускорить его высыхание феном. Лак должен выглядеть сухим, но на отлип рукой быть чуть влажным. 

одношаговый-кракелюр-2
3. Для второго слоя подходят акриловые краски, такие серии как «Акрил-Арт», «Акрил-Хобби», «Акрил-Хобби Де Люкс» или краску для росписи. Перед нанесением краску следует разводить водой. Чем жиже краска, тем больше будут трещины.  Если трещины нужны небольшие, то краску рекомендуется разводить разбавителем акриловых красок или акриловым лаком. Густую краску будет очень сложно нанести за один раз. Готовую краску лучше всего наносить широкой синтетической кистью. Направление трещин будет совпадать с направлением движения кисти. 

Самое важное: по одном месту можно проводить кистью только один раз. Иначе лак может начать «скатываться».

одношаговый кракелюр

4. Высыхание второго слоя можно немного ускорить феном. Верхний слой краски довольно быстро начинает растрескиваться. После высыхания, через сутки, красочный слой необходимо закрепить. Закрепить можно шеллачным, акриловым, или акрил-фисташковым лаком.  

Схема применения кракелюрного лака в качестве одношагового:

одношаговый кракелюр

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин, растрескавшийся лак, на поверхности любого изображения (например поверх декупажа или росписи) или однотонного покрытия любого оттенка. 

Двухшаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся лак


Ход работы: 

1. Для создания двухшагового кракелюра первый слой наносится шеллачным лаком (классический принцип создания двухшагового кракелюра: шеллак + состав на основе гуммиарабика, кракелюрный лак). Можно использовать как осветленный, так и не осветленный. Не осветленный лак придаст изделию легкий оттенок патинирования.  

Шеллачный лак наносится в 2-3 слоя с полной просушкой каждого слоя. Спиртовой лак быстро сохнет, от 15 до 30 минут. Зависит от влажности воздуха. 

двухшаговый кракелюр

2. После полного высыхания на шеллачного лака на него наносится слой кракелюрного лака. Основным критерием, который влияет на скорость создания трещин, будет влажность воздуха, а не температура. В теплом сухом помещении процесс будет проходить интенсивнее. При двушаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с радиатором, на солнце, или в теплом и сухом месте.


3. После того, как на поверхности появились заметные трещины, они затираются. Для этого используется художественная масляная краска, тертая пастель, тени для век или битумный лак. Этот процесс лучше всего производить губкой или натуральной тканью. 

двухшаговый-кракелюр-2

4. После высыхания следует закрепить шеллачным лаком. Таким образом, получается, что расход кракелюрного лака по отношению к шеллачному будет 1:3. 

двухшаговый кракелюр


Такой техникой легко придать налет благородной старины практически любой и стилистически разнообразить свои работы.

Схема применения кракелюрного лака в качестве двухшагового:

двухшаговый кракелюр

Видео-урок, описывающий создание одношагового и двухшагового кракелюра:

2. Кракле из яичной скорлупы

Еще одним видом декоративного приема состаривания поверхностей при помощи природных материалов — яичная скорлупа. Ее можно использовать для декорирования предметов с эффектом кракелюра. 

Для этого нужно собрать и подготовить яичную скорлупу для работы. Скорлупу от куриного яйца промыть щеткой с моющим средством в теплой воде. Затем очистить скорлупу от внутренней пленки и высушить.

Кракле из яичной скорлупы

После того, как яичная скорлупа высохла, наклеивать ее следует на предварительно загрунтованную поверхность изделия. Для этого обильно промазываю место нанесения клеем ПВА или акриловым лаком. А после части скорлупы выкладываются на небольшом расстоянии друг от друга. 
Крупный кусок скорлупы, можно придавить пальцем и он раскололся на несколько мелких кусочков, которые затем удобно раздвинуть зубочисткой или бамбуковой шпажкой.

После того, как вся поверхность заполнена кусочками скорлупы, оставляем на просушку. Далее следует покраска задекорированной поверхности изделия акриловой краской. При желании можно затереть промежутки между наклеенными кусочками яичной скорлупы масляной краской или пастелью, как в технике двухфазного кракелюра.

3. Фацетный лак

Декоративное средство для создания трещинок, придающих изделию «старинный» вид. Фацетный лак хорошо держится на всех впитывающих поверхностях, таких как дерево, керамика, картон. Стеклянные и пластиковые поверхности должны быть предварительно обработаны грунтом или глянцевым лаком.  

Фацетный лак  

Фацетный лак достаточно густой (как паста) наносится на поверхности с помощью шпателя, моделирующего ножа, мастихина, жесткой кисти или спонжа. Слой лака должен быть, как минимум 2 мм. Распределяем по поверхности равномерно. От толщины нанесенного слоя зависит размер трещин. Время высыхания зависти от поверхности и толщины слоя, период составляет около 24 часов. 


4. Микрокракелюр двухкомпонентный
Двухкомпонентная система кракелюрных лаков для создания на поверхности микротрещин. В результате получается эффект тонкой паутинки. 

Шаг 1: нанести на подготовленную или задекорированную поверхность специальный прозрачный грунт, дождаться его полного высыхания.

Шаг 2: нанести кракелюрный состав. Глубина, толщина и направление трещин зависят от направления движений кистью и толщины наносимого слоя лака. После высыхания трещины можно подчеркнуть античной пастой, пигментом, жидкой патиной, масляными красками. Образованные трещины в размере от 1 мм. Лаки для микрокракелюра не имеют цвета. Оттенок декорируемой поверхности не меняется, а лишь приобретает эффект состарившейся и потрескавшейся поверхности. 

Микрокракелюр-двухкомпонентный.jpg

Также подходит для заранее задекорированных предметов и поверхностей с любым рисунком и нанесением, для стекла. После высыхания становится водостойким. Работу рекомендуем покрыть финишным отделочным лаком.

5. Краска-кракелюр

Простая в применении одношаговая краска создает эффект кракелюра при высыхании. Заколерована. Наносится кистью на поверхность изделия и через некоторое время краска растрескивается, образуя красивую сетку из трещин. 

Все тайны двухшагового кракелюра | Журнал Ярмарки Мастеров

Все тайны двухшагового кракелюра.

Кракелюр (франц. craquelure) — это маленькие трещины, которые появляются на картинах в процессе старения. Раньше художники при написании картин старались подбирать специальный состав красок, чтобы как можно дольше сохранить свою картину от появления «паутинок». Современные художники и декораторы напротив, считают этот «эффект старины» очень красноречивым и модным, поэтому научились искусственно состаривать поверхности.

Для этого используется специальный кракелюрный лак, который при высыхании образует трещины. Таким образом, можно состарить какое угодно изделие — будь то посуда, керамические горшки, настенные панно, рамочки для фотографий, шкатулки и многое другое.

В чем отличие одношагового и двухшагового кракелюра?

Одношаговый кракелюрный лак, во-первых, один, во-вторых, растрескивает верхний слой краски. Т.е. одношаговые кракелюры имитируют растрескавшуюся краску. Весь декор — декупаж, роспись и т.д. наносятся ПОВЕРХ кракелюра.

А составы для двухшагового кракелюра создают тонкую сетку трещин в лаковом покрытии, т.е. имитируют растрескивание лака. Двухшаговый кракелюр является финишным декором, т.е. делается в самом конце работы уже поверх расписанной, окрашенной или декорированной в технике декупаж поверхности. Еще одна особенность в работе с двухшаговым кракелюром – проявление трещинок. Так как трещинки образуются в прозрачном лаке, то плохо видны, и их проявляют, затирая различными пигментами.

На каких поверхностях можно делать двухшаговый кракелюр?

  1. Пористые поверхности: дерево, картон, холст, бумага, неглазурованная керамика.
  2. Гладкие поверхности: стекло, фаянс, фарфор, пластик, металл.

Как подготовить поверхность перед работой?

  1. На пористые поверхности наносим акриловый грунт в 1-3 слоя плоской синтетической кистью. Каждому слою даем тщательно просохнуть от 30 минут до 1 часа. Для того, чтобы грунт ложился ровно, каждый следующий слой наносим перпендикулярно предыдущему. Если слой грунта оказался неравномерным (с густыми мазками), то после полного высыхания его можно подшкурить.
  2. На гладкие поверхности не стоит наносить акриловый грунт, т.к. он может сойти с поверхности пленкой, а вместе с грунтом сойдет и весь декор.

На пластик и металл наносим специальный грунт, который продается в строительных магазинах.

Стекло, фаянс и фарфор перед работой обезжириваем, протираем спиртом, затем наносим специальный грунт для стекла. Вместо специального грунта можно нанести на поверхность клей-лак для декупажа фирмы Viva Decor (другие лаки не подойдут).

Виды кракелюрных лаков.

Первый вид: 1-й лак на основе растворителя, 2-ой лак на водной основе.

Патинирующий лак №678 + Кракелюрный лак №688, фирма Maimeri, (Италия). Объем 75 и 250 мл.

Кракелюрный лак № 2311 + Кракелюрный лак № 2312, фирма Lukas, (Германия). Объем 125 мл.

1 шаг. Патинирующий лак – вязкая темная жидкость на основе органических растворителей. Равномерно наносится плоской синтетической кистью и подсушивается до лёгкого отлипа (от 1 до 6 ч.).
2 шаг. Кракелюрный лак – средней густоты желтоватый состав на водной основе. Наносится плоской синтетической кистью. Оставить до полного высыхания или подсушить феном.

Проявить трещинки масляной краской. Через трое суток (когда масляная краска высохнет) можно
смыть верхний слой кракелюрного лака теплой водой.
Для закрепления и защиты можно использовать акриловый лак или патинирующий лак (1 шаг).
При работе с этой парой важно: не высушивать 1 шаг полностью, должна сохранятся некоторая липкость, 2 шаг наносить равномерно без подтеков и пропусков.

Эти лаки придают всей работе достаточно заметный состаренный вид (весь фон приобретает желтовато-охристый оттенок). Данную особенность нужно учитывать при работе. На изображениях в теплых тонах эти лаки смотрятся достаточно естественно и красиво, а на работах в холодных тонах нужно использовать эти лаки с осторожностью, т.к. зачастую желтоватый оттенок лаков при наложении на сине-сиреневые цвета дает грязный оттенок.

Второй вид: 1-й лак на основе спирта, 2-ой лак на водной основе.

Шеллак жидкий (очищенный) + гуммиарабик, фирма Ferrario (Италия).

1 шаг. Шеллак (спиртовой лак) – быстросохнущая жидкость янтарного оттенка. Наносить лучше не менее 3-х слоев. Первые два слоя полностью высушить в течении 15-20 мин. Третий слой не доводить до полного высыхания, чтобы он остался немного липким.
2 шаг. Гуммиарабик – густой слегка желтоватый состав на водной основе. Оставить сохнуть естественным путем или подсушить феном.
Проявлять трещины можно втирая масляную краску.
Гуммиарабик также осторожно смывается теплой водой или закрепляется спиртовым лаком (1 шагом). Если вы не смываете гуммиарабик, ни в коем случае не пользуйтесь водными лаками, они растворяют гуммиарабик, превращая его в кашицу, и смазывают рисунок трещин!
Эта пара практически не желтит, дает очень тонкие и изящные трещинки.
С гуммиарабиком можно применять и очищенный шеллачный лак других производителей (например Maimeri).

Третий вид: 1-й и 2-й лаки на водной основе.

Двухшаговый кракелюрный состав Creall Crackle , Havo (Голландия) Объем 80 мл

Кракелюрный лак на водной основе молочно-белого цвета, после высыхания становится прозрачным. Кисти после работы сразу отмываем в воде.

Нанести на подготовленную поверхность шаг 1, дать высохнуть до «отлипа», нанести шаг 2. Высушить, втереть масляную краску. Быстро вытереть. Второй шаг смывания не требует. Размер трещин зависит от толщины второго шага кракелюра.

Двухшаговые кракелюрные лаки, № 753 и 754. фирма Maimeri (Италия). Объем 125 мл

Номер лака- смотрим на последние три цифры на артикуле на этикетке сбоку.

Капризный, реагирует на влажность и на температуру окружающей среды. Может и не проявиться.

1 шаг — наносим средне ( не тонко!), ждем около 45 минут. 1 шаг никогда не высыхает, всегда остается липким.

2 шаг — кладем ровно, без промежутков. Чем толще слой, тем дольше сохнет, зато есть вероятность, что не подведет ( можно ждать от 2 до 6 часов). Совсем тонкий слой может быстро высохнуть и вовсе не дать трещины. Затираем масляными красками.

После полного высыхания масляной краски аккуратно смываем второй лак под чуть теплой водой (не струей, а как душик). Вода сама высыхает. Для закрепления работы покрываем ее акриловым лаком или первым шагом.

Порядок работы с двухшаговыми кракелюрными лаками:

1. Делаем весь необходимый декор- покрываем работу акриловой краской, делаем декупаж, расписываем поверхность и тд. Даем всем краскам и лакам полностью высохнуть.

2. Приступаем к состариванию поверхности:

Наносим первый шаг (лак) плоской синтетической кистью тонким слоем.
Важно: лак обязательно должен покрывать полностью всю поверхность тарелки. Если какие-то места будут без лака, то трещины там не получатся. От толщины слоя лака не зависит величина трещин. Она скорее зависит от степени подсыхания лака. Чем больше лак подсох- тем мельче будут трещины.

Даем лаку подсохнуть, он должен достигнуть состояния «до отлипа», т.е. должен быть еще немного липким, но уже не пачкать пальцы. Время подсыхания лака зависит от выбранной пары и колеблется от 15 минут (шеллак) до 6 часов (лак на основе растворителя).

Кисти после работы отмываем сразу в воде (если это лак на водной основе), в ацетоне или уайт-спирите (если это лак на основе растворителя) или в спирте (если это шеллак).

3. Когда первый лак перешел в состояние «до отлипа», т.е. он уже не пачкает пальцы, но еще липнет- переходим к нанесению второго лака. Наносим его также плоской синтетической кистью полностью на всю поверхность без промежутков!
Этот лак (в любой паре) на водной основе- кисть после работы моем в воде.

Важно: от толщины слоя этого лака будет зависеть величина трещин. Чем толще слой лака, тем крупнее трещины. Также на процессе образования трещин могут сказываться уровень влажности в помещении, наличие сквозняков и качество подготовленной поверхности.
Даем лаку тщательно просохнуть естественным образом- около 1-3 часов. Также можно немного ускорить процесс сушки феном. Но не стоит долго сушить лак горячим воздухом, т.к. от этого второй лак может вздуться, покрыться пузырями. За время высыхания второй лак вступает во взаимодействие с первым лаком и растрескивается.

4. Когда второй лак полностью высохнет, то на поверхности появится сетка полупрозрачных трещинок, которые надо проявить.

Для проявления трещин используем масляную краску любого цвета. Также будет красиво смотреться, если использовать для проявления трещин два цвета масляной краски.

Выдавливаем немного краски из тюбика на работу и втираем краску пальцем в поверхность работы.

5. Убираем излишки масляной краски при помощи бумажной салфетки. Даем краске в трещинах как следует высохнуть (около трех суток).

6. Покрываем поверхность защитным финишным лаком. Если работа декоративная, то достаточно нанести один слой лака. Если же это предмет, который будет часто использоваться в быту (комод, столешница и т.п.), то необходимо нанести 2-3 слоя финишного лака. Каждому слою лака даем тщательно просохнуть.

Важно: Если вы не смывали 2 шаг, для покрытия нельзя пользоваться водным лаком.

Кракелюр что это — их виды и как правильно сделать

Все привет, дорогие читатели блога!

В этой статье вы узнаете как искусственно состарить предмет с помощью специальных лаков, какие виды трещинок  бывают  и как их получить. Простые в исполнение приемы помогут как для начинающих , так и для опытных мастериц  осуществить немало творческих замыслов и  навеют новые идеи для декупажных  работ.

Итак кракелюр что это такое?

Кракелюр- это сеточка тончайших трещин на  изделии, полученный ради декоративного эффекта. Техника используется для придания живописи, мебели и домашней утвари антикварного вида, создавая  впечатление старины.

Искусственно можно состарить своими руками  любую вещь  при помощи специальных составов и красок, которые можно найти в любых специализированных магазинах.

Кракелюр прекрасно сочетается с декупажем и дает возможность преобразить любую вещь и добавить изюминку в интерьере: обычная коробочка превращается в изящную шкатулку, а простая стеклянная тарелка становится изысканным блюдом.

Тонкий кракелюр.

Чтобы получить тонкую изящную сеточку, необходимо использовать двухшаговый кракелюрный лак, который наносится на приклеенную аппликацию перед финишной отделкой. В завершении после высыхания поверхность обрабатывается  пигментом (пурпурин, пастель, тени) или масляной краской, чтобы выделить трещинки.

Спиртовая основа (шеллак  и гуммиарабик)

  1. Сначало нанесите в 3-4 слоя  шеллак.  Каждый слой необходимо сушить примерно 15-20  минут. Кисть  после работы можно прочистить спиртом.
  2. После того как последний слой высохнет до отлипа, т.е он остается липким , но при этом пальцы не пачкает, нанесите слой гуммиарабика. Наносится мягкой плоской кистью и затем растирается по всей поверхности круговыми движениями пальцев. Втирать нужно  до тех пор , пока  не перестанут скользить пальцы.
  3. Через минут 30-40 появится тонкая сеточка трещин. Для затирки лучше всего подойдет масляная краска. Втирайте краску в трещины сухой тряпочкой круговыми движениями. После того, как все трещинки проявлены, излишки протрите сухой тряпкой. Ко второму шагу, т. е к гуммиарабику не прикасайтесь влажной тряпочкой или мокрыми руками. Вода смоет гуммиарабик и может испортить еще не проявленные трещинки.
  4. Когда все трещинки затерты, смойте гуммиарабик под струей теплой воды.  Изделие станет светлее и чище. Покройте высушенную работу любым лаком.

Осваивая новую технику, всякий раз делайте пробы и обязательно соблюдайте инструкции т следуйте рекомендациям. Работайте только сухой и чистой кистью — особенно это касается нанесения кракелюрных лаков, — иначе вы рискует необратимо испортить работу. Помните также, что нельзя экономить на втором шаге, ведь величина и внешний вид кракелюр прямо пропорционально его количеству.

Водная основа (Маймери 753-754)

Наиболее удобны для работы в технике декупаж кракелюры на водной основе. Они так же создают на предмете тонкую сеточку трещин, напоминающих паутинку. Все компоненты наносятся очень легко, трещины проявляются достаточно быстро, составы смываются с рук и инструментов теплой водой с мылом.

  1. Плоской синтетической кистью нанесите первый шаг. Оставьте не менее чем на полчаса. Он полностью не высыхает и всегда остается липким.
  2. Когда первый шаг полностью станет прозрачным и липким, нанесите второй . Работайте сухой и плоской чистой кистью. Можно налить небольшую лужицу и разгладить его по всей поверхности. Втирайте его пока он не начнет подсыхать и перестанут скользить ваши пальцы . Оставьте работу высыхать. Через час вы заметите, на поверхности появятся тонкие и прозрачные трещины.
  3. Для выделения трещин втираем  сухой салфеткой или кистью  пигмент (пастель, тени) желаемого оттенка.
  4. Смойте второй шаг под струей теплой воды и после просушки от воды  закрепите работу акриловым лаком.

Фото мастер класс по декупажу ключницы с дверцей с применением кракелюрной пары Маймери 753-754

В зависимости от тога как сушить будете лак для кракелюра на прямую зависит вид получившихся трещин. Использование фена ускорит высыхание, но сеточка получится очень тонкая  и мелкая.  Лучше оставьте работу высыхать естественным путем.

Средний кракелюр

Для создания трещинок средней ширины так же используется двухкомпонентный кракелюр. После его высыхания кракелюры выделяют пигментом. В результате получается глянцевое покрытие, которая не требует финишной обработки. Трещинки получаются более выразительными. После работы инструменты нужно промыть растворителем.

Масляная основа ( пара Маймери 678-688).

  1. Нанесите слой кракелюрного лака Маймери 678
  2. Когда он подсохнет до отлипа, покройте поверхность Маймери №688. Затем работайте пальцами,  втирайте (массируйте) его в поверхность. Можно остановится, когда №688 начнет подсыхать и пальцы перестанут скользить.  Оставляем сохнуть до появления трещин.
  3. Через 30-40 минут этот шаг начнет высыхать и на декорируемой  поверхности  образуются трещинки. Время появления сеточки зависит от влажности в помещении  и температуры.
  4. Трещинки выделяем сухим пигментом или масляной краской желаемого оттенка.
  5. Для лучшей фиксации затирки оставьте работу на несколько часов и затем смойте №688 под струей теплой воды.
  6. Наносить финишный лак не обязательно, изделие, декорированные средними кракелюрами, не нуждаются в дополнительной обработке. Если все же есть необходимость в покрытии, то лучше использовать в качестве финишной отделки такой же лак на масляной основе (алкидный).

Фото мастер класс по декупажу книги — фолиант с использованием  кракелюрной пары Маймери 678-688

Кракелюр в деревенском стиле

Как сделать трещинки в кантри стиле? Для создания кракле в деревенском стиле часто применяется  одношаговый кракелюр, предназначенный для растрескивания красочного слоя, нанесенной поверх него. В результате образуются интересные цветные трещины.

Медиумы для кракелюра (Plaid 695, Маймери Idea Medium)

  1. Если  цвет декорируемого предмета значительно отличается от  будущего  фона, то поверхность  можно не обрабатывать. Если же имеющий цвет предмета и цвет фона незначительно отличаются, покройте изделие акриловой краской контрастного цвета.
  2. Затем сухой плоской синтетической кистью нанесите медиум.
  3. Медиум можно считать готовым к нанесению следующего слоя краски тогда, когда он липкий и не остается на пальцах или подсохший окончательно. После просушки, покройте его тонким слоем акриловой краски. Как наносить краску? Окрашивайте в один мазок, иначе вы покроете краской  получившиеся  трещины. Они  появляются быстро, но это не значит, что нужно торопиться. Их направление будет соответствовать направлению движения кисти. По окончании работы  кисти промойте с водой и мылом.

Кракле в стиле кантри отличается от других видов кракелюр тем, что вы можете контролировать направление трещин. Если мазки кисти параллельны, то, соответственно, и кракелюры будут располагаться параллельно друг другу. Если же медиум  наносится губкой, трещины будут хаотичны и разнонаправлены. Чтобы определиться с видом кракелюр и техникой нанесения, сделайте несколько черновых вариантов.

Фото мастер класс по декупажу металлической лейки с применением одношагового кракелюрного лака

Классический кракелюр

Такой вид  позволяет декорировать предметы ярко выраженными трещинами. Они образуются  в результате пошагового нанесения двух слоев акриловых красок и двух видов кракелюрного лака. Классический кракле универсален — его применяют для создания фона и для отделки декупажных работ. В данном случае текстура сетки будет плотной и глубокой, поэтому такой  вид лучше сочетать с крупными аппликациями.

Лак кракелюрный двухкомпонентный RAYHER Antik

 

Для создания фона
  1. Нанести на подготовленную  поверхность первый шаг
  2. Окрасьте поверхность акриловой краской  (например золотистого цвета)
  3. Когда краска подсохнет, кистью нанесите густой слой первого шага.
  4. После того как он полностью высохнет (примерно через полчаса), окрасьте акриловой краской другого цвета  (например красного цвета)
  5. Подождите, пока высохнет краска, и затем нанесите густой равномерный слой второго  шага . Через час на поверхности (красного цвета) станут появляться трещины, сквозь которые будет проглядывать золотистая краска. Ширина этих трещин зависит от толщины слоя второго шага: чем толще, тем глубже и шире трещины.
  6. Законченную работу можно покрыть акриловым лаком. Чтобы придать изделию завершенный вид, можно применить патинирующее средство (битум) для состаривания
Для проявления кракелюра на наклеенной аппликации
  1. Нанести плоской кистью на подготовленную декорируемую поверхность первый шаг. Если он загустел, добавьте пару капель воды.
  2. После того как слой высохнет и станет прозрачным , нанесите второй.
  3. Через 15 минут начнут появляться крупные трещины. Затрите их битумом, масляной краской или акриловой краской. Второй шаг несмываемый, поэтому, если вы затирали трещинки акриловой краской, излишки можно удалить чуть влажной тряпочкой.
  4. Готовую работу покройте любым отделочным лаком.

Составы для классического кракле по сравнению с лаками для других видов кракелюр обладает низким порогом чувствительности. Окончательный результат может получится неудовлетворительным из-за использования акриловой краски, несовместимой с типом лака, например фоновая акриловая краска не взаимодействует с кракелюрными составами. При соблюдении правила совместимости акрила и лака для кракле результат будет прекрасным.

В завершение статьи хочу пожелать вам, друзья,  безграничной фантазии, новых идей и неиссякаемой энергии для их воплощения в жизнь! Пока.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *