Самомассаж рук — польза и техника выполнения
Самомассаж рук оказывает позитивное воздействие на функционирование внутренних органов. С помощью массажа можно улучшить кровоснабжение, уменьшить застой венозной крови в руках, а также активизировать работу сальных и потовых желез. Массаж рекомендуется делать каждый день перед сном, смягчая руки увлажняющим кремом.
Польза массажа
Массаж способен улучшать кровообращение и способствовать благотворному обеспечению внутренних органов кислородом. А самое главное — приносит расслабление. Особенно после тяжелого рабочего дня либо в стрессовой ситуации, когда невозможно найти выход из положения. Поможет снять не только напряжение, но и расслабиться и ощутить теплоту и комфорт.
Особые указания
Уникальность самомассажа заключается в том, что делать его можно в любом месте, где бы вы ни находились — на работе, в офисе, в деловой поездке или же просто сидя дома на диване. Лучшее положение для массажа — сидя или лежа. Допускается проведение процедуры в любом положении, нужно только следить за тем, чтобы мышцы были максимально расслаблены, а движения не приносили дискомфорт и болевые ощущения.
Движения должны быть мягкими и приносящими удовольствие, чтобы не оставалось синяков на теле.
Подходящий период для массажа — это утро или вечер. Утром рекомендуется выполнять процедуру не более трех минут, а в вечернее время — 10–15 минут. Для того чтобы максимально эффективно проводить массаж кистей, необходимо знать, какие пальцы отвечают за органы и части тела:
- Большой. Указывает на состояние легких и бронхов. Разминание верхней части фаланги и ногтя большого пальца помогает облегчить приступы кашля и астмы.
- Указательный палец. Отвечает за функционирование желудочно–кишечного тракта. С помощью массажа точной зоны можно оказывать влияние на различные органы: печень, желчный пузырь и желудок. На эти органы воздействует массаж середины фаланги, на работу толстого кишечника влияет растирание зоны между большим и указательным пальцами.
- Средний. Отвечает за работу кровеносной системы.
- Безымянный. Работу нервной системы легко контролировать с помощью массажа этого пальца. Во время депрессий, стрессов, тяжелых жизненных ситуаций и событий массировать палец рекомендуется ежедневно.
- Мизинец. Отражает работу сердца и кишечника. Регулярное массирование мизинца на обеих руках поможет избавиться от частых запоров и аритмии сердца.
Основные техники выполнения
Начинать процедуру рекомендуется с легкого поглаживания кистей рук. Приступая к массажу, необходимо помнить о последовательных этапах выполнения процедуры:
- Очищение является одним из обязательных условий перед проведением самомассажа. Мыть руки рекомендуется смягчающим мылом с нейтральным уровнем рН. Процедура проводится не менее 20 секунд для того, чтобы смыть всю грязь. После этого нужно промокнуть руки полотенцем.
- Массирование. Перед выполнением самомассажа нужно разогреть кожу. Тыльную сторону правой ладони растирать левой рукой, а потом повторить действие с левой ладонью. Для растирания ладоней можно также воспользоваться махровым полотенцем.
- Разминание суставов. После легкого массирования нужно размять кисть рук изнутри. Для этого достаточно сжать руку в замок на 15 секунд. Действие желательно повторить 5 раз. Потом можно поднять руки и выполнять круговые движения кистью рук на протяжении 2–3 минут.
- Разминание фаланг. Рекомендуется выполнять вращательные и вытягивающие движения пальцами сначала одной рукой по фалангам противоположной руки, а затем повторить действия с фалангами другой конечности.
- Точечный массаж. Не требует использования силы, движения должны быть нежными и приносить удовольствие, а не чувство боли. Точечный массаж следует начинать с середины ладони, плавно осуществляя переход в мышечный бугорок. Манипуляции повторять по 5 раз на каждой руке.
- Разминание предплечья. Массирование рекомендуется проводить после разминки кисти. Поглаживая зону предплечья легкими круговыми движениями, постепенно следует переходить к локтевому суставу, используя точечный массаж, и, не прикладывая особых усилий, вновь возвращаться к кисти.
Противопоказания
Все здоровые люди могут посещать курсы массажа или же заниматься его проведением самостоятельно. Продолжительность первого сеанса должна быть короткой, а в дальнейшем можно постепенно увеличивать длительность. Но иногда процедура может быть категорически запрещена, при наличии следующих заболеваний и патологий:
- психических;
- венерических;
- воспалительных процессов;
- гнойных процессов;
- кожных аллергических реакций;
- артрита.
Поэтому перед тем как выполнять ту или иную процедуру, следует обратиться к специалисту за консультацией, чтобы не нанести вред здоровью и не обострить возможные существующие заболевания.
Заключение
Очищение и расслабление кожи важно для хорошего самочувствия и поддержания здоровья организма. Самомассаж можно сочетать с занятиями йогой и принятием ванночек с различными природными маслами. Регулярное использование увлажняющих средств поможет не только смягчить кожу, но и сохранить ее естественный блеск и эластичность.
Картотека: Самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами.
Самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами.
Овладеть основными навыками самомассажа — для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж кистей и пальцев рук у детей — точечный, грецкими орехами, карандашами, массажными мячиками, с использованием массажных мячиков, «сухого» бассейна, природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, применение различных бытовых предметов (прищепки, ложки, щетки, расчески, бигуди и многое другое) – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; мячик должен быть максимально твёрдым.
Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, — незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.
Упражнение с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Массаж карандашами. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.
Массаж грецкими орехами (шишками, камнями) С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
Массаж бусами круглой, овальной, цилиндрической формы или пуговицами. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмичных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать бусы: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху.
Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упражнения и игры с бусами способствуют развитию пальцевой моторики и координации мелких движений.
Бусы мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У неё-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Упражнения с бусами.
— Положить на ладошку бусину и катать ее круговыми движениями, поочерёдно, каждым пальчиком противоположной руки.
— Перебирать бусину двумя пальчиками: большой-указательный, большой- средний, большой-безымянный, большой-мизинец.
Массаж бельевой прищепкой.
Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.
Массаж ковриком «Травка» — берем квадратный фрагмент порогового коврика «Травка», кладем его на колени, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту:
На полянке, на лужайке,
Целый день скакали зайки, (прыгают пальчики по коврику)
И катались по траве, (катаем ладони от основания к кончикам пальцев )
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (допрыгались и легли на коврик)
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали, (ладони по очереди ползут по коврику)
«С добрым утром» — им сказали.
Стала гладить и ласкать (ладони поочередно гладят коврик)
Всех зайчат зайчиха мать.
Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) – в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера, стеклянные камушки.
Горох.
В ведро насыпали горох,
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль.
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы не ножек.
По ладошке он бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно да, да, да.
Уходи колючий ёж
В темный лес, где ты живёшь.
Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Картотека игрового самомассажа для кистей и пальцев рук.
Массаж рук «Петушиная семья»
Петя, Петя-петушок
Поднял красный гребешок,
Громко-громко закричал,
К себе курочек позвал.
Курочки-пеструшки
Петю услыхали.
Быстро побежали.
А за ними и цыплятки
Побежали без оглядки.
Стали зёрнышки клевать —
Клюю-клю-клю, Клюю-клю-клю!
Травку сочную щипать –
Щип-щип, щип-щип!
А потом давай плясать-
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Качают головой вправо-влево.
Прижимают ладошки друг к другу,
Раздвинув пальцы,
приставляют их к голове («гребешок»)
Поглаживают от кисти к плечу сначала
левую руку, потом правую.
Похлопывают ладошкой левую руку, затем правую.
«Пробегают» пальчиками правой руки
по левой- по правой.
Поколачивают пальцами
сначала левую руку, потом правую.
Поглаживают левую руку.
Поглаживают правую руку.
Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук,
Раздаётся звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат, строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживём,
Будем песни распевать, веселиться и плясать.
Похлопывают ладонью правой руки
по левой руке от кисти к плечу.
Похлопывают по правой руке.
Поколачивают правым кулачком по левой руке
от кисти плечу.
Тоже по правой руке.
Растирают правым кулаком
левую руку круговыми движениями.
Растирают правую руку.
Быстро «пробегают» пальчиками правой руки
по левой от кисти к плечу.
«Пробегают» по правой руке.
Поглаживают ладонью левую
от кисти к плечу. Поглаживают правую руку «Тарелочки»
Массаж пальцев рук «Блины»
Ой, лады! Ой, лады!
Мы блинов напекли.
Первый дадим зайке, зайке-попрыгайке,
А второй – лисичке, рыженькой сестричке,
Третий дадим мишке, бурому братишке,
Блин четвёртый котику, котику с усами,
Пятый блин поджарим и съедим мы сами.
Хлопают то одна рука сверху, то другая.
Поочерёдно массируют пальцы,
начиная с большого.
Массаж пальцев рук «Гусь»
Где ладошка? Тут? Тут!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой – это гусь молодой,
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Безымянный – суп варил,
А мизинец – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот.
Вот!
Показывают правую ладошку.
Гладят левой ладонью правую.
Поочерёдно массируют каждый палец.
Машут кистями, двумя ладонями,
прикасаются ко рту, потом к животу.
Вытягивают ладошки вперёд.
Массаж рук «Мыло»
Каждый день я мыло мою, под горячею водою
И в ладонях поутру,
Сильно, сильно мыло тру.
Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись!
«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу,
затем по правой руке.
Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу.
Также поглаживают правую руку.
Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так,
чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Массаж рук «Цветы»
Как у нас на грядке,
сколько цветиков цветут:
розы, маки, ноготки,
астры — пестрые цветки,
георгины и левкой.
Выбираешь ты какой?
Поочередно массажируют
каждый палец.
Энергично растирают
ладони и кисти рук.
Массаж кистей рук «Мышка»
Маленькая мышка в норке
Тихо грызла хлеба корку.
«Хрум, хрум!» — что за шум?
Это мышка в норке хлебные ест корки.
Дети скребут ногтями по коленям.
Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.
Растирают ладони друг о друга.
Массаж рук «Паук»
Диво дивное – паук, восемь ног и восемь рук.
Если надо наутёк, выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг выручают восемь рук.
(Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки – пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука.)
Массаж кистей рук «Жук»
Молча жук сидел в канавке.
Молча жук пополз по травке.
А когда он полетит – зажужжит он, загудит:
«Ж-ж-ж…»
Сидя, согнуть пальцы обеих рук, изображая жука, и положить кисти на ноги.
Двигать пальцами по ногам к коленям.
Поднимают руки и быстро шевелят пальцами.
Быстро вращают указательными пальцами и жужжат.
Массаж рук «Муравьишка»
Муравьишка по тропинке
На плече несёт травинку,
К домику не близок путь.
Помогите кто-нибудь.
Дети «пробегают» пальцами правой руки по левой от кисти к плечу.
А теперь пальцами левой руки по правой.
Прижимают ладони друг к другу и сильно потирают их.
Массаж пальцев рук «Полевые цветы»
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
Подорожник, василёк,
Граммофончик-вьюнок.
(Растирание круговыми движениями по типу «надеваем колечко» каждого пальца одной руки пальцами другой руки.)
Массаж пальцев рук «Грибная семья»
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб…
Не один гриб, друзья, это целая семья!
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Стучат указательным пальцем по ладони.
Потирают ладони друг о друга.
Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.
Поглаживая, выставляют все пальцы руки.
Повторить с пальцами другой руки.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Самомассаж кистей рук принесет много пользы — он оказывает благотворное влияние на работу внутренних органов.
Этот несложный массаж нужно делать каждый день перед сном. Возьмите любой жирный крем (при этом вы еще и подпитаете кожу рук) и делайте движения, похожие на натягивание узких перчаток, водя при этом по боковым поверхностям каждого пальца.
Самомассаж пальцев рук
Отражает состояние легких, бронхов и печени. Например приступы кашля можно смягчить и даже вылечить, массируя большой палец, слегка надавливая на край лунки у основания ногтя.
Массаж указательного пальца способствует хорошей работе желудка, среднего — кишечника. Напрямую «посылает» сигналы в область всего пищеварительного тракта.
Движения с давлением на ногтевую пластину помогают при болезненных ощущениях в полости рта, включая зубную боль. Середина пальца — зона желудка, печени, желчного пузыря.
Нижняя часть пальца и мясистая поверхность между большим и указательным пальцами отражает состояние толстого кишечника.
Безымянный палец связан с нервной системой, и массаж его помогает побороть все нервные расстройства, стрессы и плохое настроение.
Средний палец связан с нашей системой кровообращения. Мизинец — с сердцем, поэтому тибетские целители советуют покусывать его ноготь при сердечном приступе.
Самомассаж кистей рук
Перед тем как приступить к основному массажу, руки необходимо слегка растереть. Данный прием улучшит в них кровообращение, разогреет и усилит чувствительность. При выполнении массажа нужно стараться вовлекать в работу только кисти, не используя мышцы плечей и других частей тела.
Положите правую руку на стол таким образом, чтобы все суставы кисти руки опирались на его поверхность. Затем левой рукой следует взяться за кончики пальцев правой и проделать правой рукой пассивные вращательные движения, не забывая, что мышцы руки должны оставаться расслабленными.
Вращение рукой выполняют в обоих направлениях до тех пор, пока рука не перестанет оказывать сопротивление движению и пытаться помогать ему, т. е. пока мышцы не будут полностью расслаблены.
Затем левой рукой следует взяться за правую и выполнять медленные вращательные движения кистью правой руки, стараясь описывать круг как можно большего радиуса.
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы массируемая рука не напрягалась. Кисти руки и пальцы должны находиться в расслабленном состоянии. Активное участие в движении принимает только запястье.
Данный прием повторяют 10–20 раз, после чего переходят к пассивным движениям. Разминайте мышцы, хрящи, связки и суставы ладони одновременно, обеспечивая достаточное давление на ткани, однако, не прилагая чрезмерных усилий.
Все проделанные приемы повторяют для левой руки. Нужно постоянно следить, чтобы в работе были задействованы только кисти. В противном случае руки и все тело будут быстро уставать, что негативно скажется на качестве массажа.
Следует концентрировать внимание на движении мышц и суставов в кистях рук. Дыхание при массировании должно оставаться медленным и равномерным.
Такой самомассаж при регулярном выполнении снимает усталость и боль в кистях рук и пальцах, способствует их расслаблению и отдыху, а также восстанавливает подвижность в суставах.
Массаж пальцев — Тайная сила ваших рук
Многие из нас знакомы с таким понятием, как «восточная медицина». Мы можем относиться к этому скептически, можем отрицать ее лечебный эффект, но факт остается фактом – существует довольно много людей, кому использование разных техник нетрадиционного лечения помогло избавиться от болезней. Мы не берем в расчет, конечно, шарлатанские практики, когда псевдо-целители обещают исцеление от всех болезней разом, нужно только приобрести волшебное средство из рога единорога за огромную кучу денег.
Все может быть куда проще и быстрее.
Рассмотрим, к примеру, рефлексотерапию. Казалось бы, банальное прикосновение рук к телу – никакого волшебства, чудесных таблеток и прочего, но выполняя одно-единственное легкое упражнение в день, можно излечить легкие недуги. Мы не советуем вам презрительно морщить нос, а попробовать выполнять простые упражнения — это действительно работает, и работает отменно. Важен лишь правильный настрой и ровное, спокойное дыхание.
Японцы, практикующие рефлексотерапию, обосновывают лечебный эффект от нее следующим образом: наши руки проводят жизненную энергию, которая, подобно реке, проходит по нашему телу, питая его своей энергией.
Необходимо лишь прикладывать ладошки к особым местам на теле, и складывать пальцы в специальные жесты (или, как говорят японцы, мудры), и поток энергии устремиться к больному органу, требующего исцеления.
Почему так важно прикладывать определенный палец? Японцы считают, что каждый палец на наших руках отвечает за определенный орган и эмоции. На этом же учении, к слову, основана и акупунктура, когда острой иголкой на теле человека отмечают особые точки, стимулируя нервные окончания.
Пальцы рук ответственны за контроль страха, гнева или тревоги. Поэтому выполняя массаж пальчиков или особых точек на теле, выполняя дыхательную гимнастику, можно войти в некое подобие транса, когда вы сможете сами стимулировать то или иное состояние.
Легко сдавливая пальцы рук особыми способами, можно убрать плохие эмоции и негативное настроение, и немного улучшить работу некоторых органов вашего тела.
Далее представлено несколько практик, способствующих хорошему самочувствию – выбирайте наиболее понравившуюся вам, и немедленно приступайте, ведь это так просто. Можно заниматься этим в любое время, даже на работе или учебе.
Большой палец (головная боль, чувство тревожности)
Этот палец тесно связан с негативными эмоциями – депрессивность, подавленность, частые неврозы. К тому же он «отвечает» за должную работу желудка и селезенки.
Сожмите ладонью второй руки на 3-5 минут. Сила давления должна быть нормальной, но не переусердствуйте, важно, чтобы захват не причинял болевых ощущений.
Указательный палец (почечные колики, страхи)
Ученые из университета Массачусетса доказали, что ежедневное массирование указательных пальцев благотворно влияет на лечение болезней почек. Плюс, это облегчит боли в спине и натруженных мышцах.
Средний палец (злость, раздражение, чувство разбитости)
Аналогично практике с большим пальцем, нужно сжать палец ладонью другой руки и подождать 3-5 минут. Негативные эмоции уйдут сами собой, а к тому же снизится кровяное давление, а состояние тревожности сойдет на нет.
Безымянный палец (болезни желудочно-кишечного тракта, негативное отношение к жизни)
Не забывайте уделять внимание этому пальцу, и через какое-то время вы удивитесь, как изменился ваш взгляд на мир. Помимо этого, массаж хорошо влияет на работу желудочно-кишечного тракта, а так же дыхательную систему.
Важно: при выполнении практик, необходимо ровно, размеренно дышать, и сохранять спокойное настроение.
Мизинец (низкая самооценка, стрессовое состояние)
Делайте массаж мизинцу, обеспечивая должный приток крови и энергии к нему, и тогда чувство собственной неполноценности улетучится от вас. Делай массаж, абстрагируйтесь от всего, сосредоточьтесь на хороших мыслях.
Отдельным плюсом стоит и то, что эта практика благотворно влияет на боли в грудной клетке, и избавляет от болезней нервной системы.
Ладошка (тошнота)
Указательным пальцем надавите на центр вашей ладошки. Теперь сделайте три глубоких вдоха и выдоха, не торопясь. Затем давление нужно ослабить. Повторите упражнение еще пару раз, и вы почувствуете, как плохое состояние отступает.
Подобная практика убирает неприятное ощущение тошноты, а так же избавит вас от диареи или запора.
Ладони, прижатые друг к другу (стабилизация кровотока, ясное мышление)
Удивительно, но именно этот жест встречается довольно часто в религиях. И не случайно – ладони, сложенные подобным образом, помогают быстрее войти в медитативное состояние.
Можно даже начинать ваши упражнения именно со складывания ладоней вместе, плотно прижимая их друг к другу, и задержавшись в таком состоянии на пару-тройку минут.
Мышление ваше станет более четким, приток крови к органам увеличиться, тем самым стабилизируя их работу.
Всего пять минут в день — не так много, как мы проводим в тренажерных залах или в кабинетах всевозможных врачей и массажистов. Тем не менее, эти упражнения реально работают, иначе никто бы и не вспомнил о них несколько тысячелетий спустя. Восточные практики иногда трудны для восприятия нам, но все же стоит решиться, чтобы потом подобное упражнение прочно вошло в вашу жизнь.
*при копировании материала ссылка на источник www.mirpozitiva.ru обязательна
1.Самомассаж ладоней сосновыми шишками | |
Осень шагает в жёлтом пальтишке, С кедров сшибает бурые шишки. Г. Граубин | «Шагают» пальчиками по поверхности стола. Крепко сжимают шишки в ладони. |
2.Самомассаж ладоней шишками | |
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник. Н. Селютина. | Катают шишку между ладонями круговыми движениями. Крепко сжимают шишку в ладони. |
3.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Жёлудь, жёлудь, прорастай! И дубочек вырастай! Дорастай до тучи! Крепкий дуб, могучий! Н. Быкова. | Катают мячик между ладонями круговыми движениями. Поднимаются на носочки. Поднимают руки. Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца. |
4.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. | Ребром ладони стучат по мячику. Подушечками пальцев трогают мячик. Потирают пальцами о шарик. Сжимают мячик в куличке. |
5.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю. Н. Нищева. | Движения соответствуют тексту. |
6.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок «Морковка» | |
Мы приходим в огород. Что это у нас растёт? Ухватив за хвостик ловко, Тянем спелую морковку! О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети «идут» пальчиками по столу. «Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса. Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз. |
7.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне | |
Твёрдые горошинки прямо в землю брошены – Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох! М. Манакова | Сжимают горсть гороха в руке. Катают горох круговыми движениями между ладонями. |
8.Точечный самомассаж ватными палочками «Смородина» | |
Как на щёчке родинки, чёрные смородинки. На кустах в саду растут – похозяйничаем тут. М. Манакова Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке. | |
6.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
С ветки ягоды снимаю и в лукошко собираю. В. Лихоед | Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой. |
7.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель» | |
Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный. А усы черничные очень симпатичные! П. Синявский | Облизывают губы по кругу языком. Показывают большие пальцы. Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы. |
8.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Ёжик ёрзает под шляпой. Мы его поймали с папой. Ёж иголки выпустил. — Не волнуйся, выпустим! М. Шварц | Накрывают правую ладонь левой и катают мячик. Показывают мячик. Дотрагиваются до мячика каждым пальцем. Гладят мячик ладонью. |
9.Самомассаж пальцев рук «Пальто» | |
Без пальто гулял глупышка, И замёрз он как ледышка. Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть. О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот. |
10.Самомассаж головы «Шапка» | |
Мама шапку мне связала, Чтобы я не замерзала, Во дворе весь день гуляла, С детворой в снежки играла. В. Лихоед | Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку. Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами. |
11.Самомассаж рук губкой «Стирка» | |
Постираем в ванночке рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки Г. Лагздынь | Гладят ладонь жёсткой стороной губки. На |
12.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок аленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так! Вот так! Новые кроссовки! Н. Нищева | На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы. |
13.Самомассаж ватными палочками «Барабан» | |
Барабанить можно громко, Барабанить можно звонко, Барабанить сильно можно, Только тихо очень сложно! Т. Коваль | Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук. |
14.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка» | |
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто | Поглаживающие движения щёткой по ладоням. |
15.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла» | |
У щенка забот немало: вот юла затанцевала – Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу. М. Манакова | Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами. |
16.Самомассаж ладоней ватными палочками | |
На стекле морозный иней. Сколько чёрточек и линий! Н. Френкель | Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья. |
17.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица» | |
Крутит, вертит, стелется По дворам метелица, Заметает все пути, Не проехать, не пройти. Н. Нищева | Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами. Вращают бигуди на ладони. Проводят по каждому пальцу. Катают между ладонями. |
18.Самомассаж ладоней шишками | |
Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого. С головы до ножек весь в иголках ёжик. Как же взять его? А. Капралова. | Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями. |
19.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед» | |
Яблоко ела, куснула морковку, Орехи разгразла Быстро и ловко. Всё надкусила, Что рядышком было! Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех. А. Шевченко | «Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название. Хлопают в ладоши. Покусывают пальцы прищепкой на другой руке. Хлопают в ладоши. Катание грецких орехов между ладонями. |
20.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами | |
Сколько на ёлочке шариков цветных, Розовых пряников, шишек золотых. З. Александрова | Катают предмет между ладонями круговыми движениями. |
21.Самомассаж шестигранным карандашом | |
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме. А. Барто | Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке. |
22.Самомассаж с помощью бигуди | |
По шоссе снуют машины, По шоссе снуют их шины. Под шуршанье шустрых шин Сладко спит шофёра сын. А. Шевченко | Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями. |
23.Самомассаж ватными палочками «Иголка» | |
Иголка — иголка, ты остра и колка, Не коли мне пальчик, шей сарафанчик! Народная потешка | Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук. |
24.Самомассаж шестигранным карандашом | |
Кружится веретено, ниточку прядёт оно. Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю. И. Лопухина | Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами. Наматывать нитку на карандаш. |
24.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком | |
Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг. Г. Виеру | Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик. |
25. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка» | |
Вот коленки все в зелёнке У сестрёнки у Алёнки. Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть. Н. Нищева | Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд. Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад. |
Статья по логопедии на тему: «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников».
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Православный д/с «Покровский»
Выступление на форуме на тему:
«Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук
для развития речи дошкольников».
Подготовили:
учителя-логопеды
Шаблий Юлия Владимировна,
Русанова Светлана Павловна
Белгород, 2016
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев…»
В.А.Сухомлинский
Полноценное и своевременное формирование речи — это одно из основных условий дальнейшей успешной жизни маленького человека. Одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте является массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук. С давних времён массаж и самомассаж использовался как лечебный метод. Например, в китайской медицине считается, что упражнения для рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. На всей поверхности рук находится огромное количество биологически активных точек, при воздействии на которые активизируются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, приходит в норму мышечный тонус, стимулируются тактильные ощущения.
Массаж позволяет повысить активность и скоординировать деятельность как левого, так и правого полушарий мозга. И.П. Павлов считал, что тактильные ощущения играют большую роль в развитии речи, так как несут в двигательную часть речевого центра мозга дополнительную энергию, которая и способствует формированию речи. Исследованием взаимосвязи манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и речевого развития занимались многие учёные, такие как В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, М.М. Кольцова. Ими было доказано, что есть прямая зависимость между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речь формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Заниматься массажем можно с полугодовалого возраста. А самомассажем вполне может заниматься ребёнок с 3-4 лет. Конечно, взрослый должен обучить, показать все приёмы, сопровождать все движения короткими стихотворениями. Весёлые недлинные стихи и даже небольшие сказки помогут не только привлечь внимание малыша, но и развить чувство ритма, темп и интонационную окрашенность речи, силу и высоту голоса. Очень полезно для развития речи ребёнка многократное повторение слов в играх.
Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки — сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.
Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми — не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день дома, на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3-4 раза для правой и левой руки. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или лёгкие потряхивания кистей и пальцев рук.
При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
- Поглаживание — можно поиграть в игру «Погладим пушистого кролика» — поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх
- Похлопывание, игра «Комары и мошки»
Комары и мошки, тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке («шагают» пальцами по столу)
Ручками хлоп-хлоп (2 раза) (хлопают в ладоши)
Близко ночь — улетели прочь (машут ладонями как крыльями)
- Пощипывание, игра «Гусаки»
Идут леском гусак за гусаком.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание боковых поверхнос-
тей ладоней и кончиков пальцев)
- Растирание, игра «Мороз»
Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно-сильно растираем!
(из песенки Е. и С.Железновых)
- Надавливание, игра «Капельки»
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом! (Надавливаем пальцами на ладонь и тыльную
сторону кистей рук)
- Сгибание, разгибание пальчиков, игра «Сильные пальчики»
Сильно руки мы сожмём,
Наши пальцы напряжём.
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда! (Крепко и ритмично сгибать и разгибать
Пальцы рук)
Можно использовать следующие упражнения:
- Прокатывание между ладонями рук ореха или шарика, крупной бусины
Шарик наш не отдыхает,
По ладошке он гуляет, (катание шарика по ладошке в
Вперёд — назад его качу, разном направлении)
Вправо- влево я верчу.
- Прокатывание между ладонями рук шестигранного карандаша, массажных мячиков различных размеров (в зависимости от размера ладоней ребёнка) и жёсткости.
Этот мячик не простой,
Он колючий и цветной,
Меж ладошками кладём (катание шарика между ладошками
Им ладошки разотрём. вверх и вниз)
Вверх и вниз его катаем,
Наши ручки развиваем!
- Скатывание воображаемого шарика, палочек, как при лепке из пластилина
Шариком мы круг скатаем, (катаем шарик между ладоней)
По руке его гоняем.
Им погладим мы ладошку. (смена рук)
Будто бы сметаем крошку…
- Сжимание и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем, (дети вытягивают руки вперёд, сжимают
пальцы, как можно сильнее)
Раз,два, три, четыре, пять- ( затем расслабляют пальцы и разжимают)
Начинаем разжимать….
Используя стихотворные формы при самомассаже и массаже рук, можно достичь наибольшего обучающего эффекта.
Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя:
-Самомассаж тыльной стороны кистей рук – проводится от кончиков пальцев по направлению к запястью руки.
-Самомассаж ладоней.
-Самомассаж пальцев рук.
Комплекс по самомассажу и массажу ладоней рук
-Растирание ладони «Погреем ручки» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Как же холодно зимой!
Стынут ручки: ой, ой, ой!
Нужно ручки нам согреть,
Друг об дружку потереть.
«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы почувствовалось тепло.
Добывали мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим —
И огонь себе добудем.
«Зайка-пекарь» — изображаем скатывание колобков, по 5 раз влево и вправо.
Месит, месит зайчик тесто
Есть в печи горячей место!
Испечёт он колобок,
Колобок – румяный бок.
Вместе будем тесто мять,
Будем зайке помогать.
-Разминание пальцев
«Мышки»
Замесили тесто мышки, кисти рук лежат на столе, поочередно отрывая ладони от стола, сжимать и разжимать пальцы (месим тесто) 5 раз сжать в кулак и резко разжать
В печь поставили коврижки. Руки лежат на столе ладонями вниз, одновременно переворачивать ладони вверх-вниз (печём коврижки)
Пригласили всех друзей: кистями рук делать пригашающие движения
«Приходите к нам скорей!»
«Дети любят всех зверей»
Дети любят всех зверей: разминаем большой палец.
Львов, и кроликов, и змей, разминаем указательный палец.
Пеликанов, лебедей, разминаем средний палец.
Бегемотов, соболей, разминаем безымянный палец.
Голубей и снегирей. разминаем мизинец.
(Повторить для обеих рук)
«Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), каждый палец растираем 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево — вправо каждый пальчик 2 раза.
Точим-точим карандаш,
Крутим-вертим карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Карандашик наточили.
«Ножеточка» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз, повторять 5 раз.
Ножик острый нужен нам,
Точить его умею сам.
Раз, два, три, четыре,
Быстро ножик наточили!
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки, повторять по 5 раз каждой рукой
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Литература:
1. «Речевые игры и упражнения»,
2. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Н.В.Нищева, «Детство-Пресс»,2008
3. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», О.А.Зажигина, «Детство-Пресс»,2012
4. «Игры с прищепками», Ю.А.Фадеева, «Сфера»,М., 2011
5. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А. Савельева, «Детство-Пресс», 2010
6. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения», Большакова С.Е., «Сфера», 2014
7.Журналы «Ребёнок в детском саду» №1-6 2005, 1-6 2004.
8. «Дошкольное воспитание» № 4, 2004г., «Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев;
9. «Дошкольное воспитание» №11, 2002г., «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова;
10. «Дошкольное воспитание» №6, 2002г., «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева;
11. «Дошкольное воспитание» №2, 2004г., «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев;
12. «Дошкольное воспитание» №3, 2004г., «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев.
1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка» | |
Гладила мама –ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе. |
2.Самомассаж ладоней сосновыми шишками | |
Осень шагает в жёлтом пальтишке, С кедров сшибает бурые шишки. Г. Граубин | «Шагают» пальчиками по поверхности стола. Крепко сжимают шишки в ладони. |
3.Самомассаж подушечек пальцев | |
Шел медведь к своей берлоге, Да споткнулся на пороге. «Видно очень мало сил Я на зиму накопил»,- Так подумал и пошел Он на поиск диких пчел. Все медведи – сладкоежки, Любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. | Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук. |
4.Самомассаж фаланг пальцев | |
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на целый год, Наш друг – огород! | На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланг одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 5 строчки – смена рук. |
5.Самомассаж – «Щелчки» | |
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук: — Это что за громкий стук, Тук, да тук, тук да тук? — А пойдем, — сказал барсук, Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук, И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук, Вот и слышен перестук! | Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук. |
6.Самомассаж ладоней шишками | |
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник. Н. Селютина. | Катают шишку между ладонями круговыми движениями. Крепко сжимают шишку в ладони. |
7.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Жёлудь, жёлудь, прорастай! И дубочек вырастай! Дорастай до тучи! Крепкий дуб, могучий! Н. Быкова. | Катают мячик между ладонями круговыми движениями. Поднимаются на носочки. Поднимают руки. Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца. |
8.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. | Ребром ладони стучат по мячику. Подушечками пальцев трогают мячик. Потирают пальцами о шарик. Сжимают мячик в куличке. |
9.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю. Н. Нищева. | Движения соответствуют тексту. |
10.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, Вправо-влево — как хочу. Сверху — левой, снизу — правой Я его катаю браво. | Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости. |
11.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок «Морковка» | |
Мы приходим в огород. Что это у нас растёт? Ухватив за хвостик ловко, Тянем спелую морковку! О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети «идут» пальчиками по столу. «Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса. Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз. |
12.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне | |
Твёрдые горошинки прямо в землю брошены – Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох! М. Манакова | Сжимают горсть гороха в руке. Катают горох круговыми движениями между ладонями. |
13.Точечный самомассаж ватными палочками «Смородина» | |
Как на щёчке родинки, Чёрные смородинки. На кустах в саду растут – Похозяйничаем тут. М. Манакова | Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке. |
14.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
С ветки ягоды снимаю И в лукошко собираю. В. Лихоед | Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой. |
15.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель» | |
Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный. А усы черничные очень симпатичные! П. Синявский | Облизывают губы по кругу языком. Показывают большие пальцы. Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы. |
16.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Ёжик ёрзает под шляпой. Мы его поймали с папой. Ёж иголки выпустил. — Не волнуйся, выпустим! М. Шварц | Накрывают правую ладонь левой и катают мячик. Показывают мячик. Дотрагиваются до мячика каждым пальцем. Гладят мячик ладонью. |
17.Самомассаж пальцев рук «Пальто» | |
Без пальто гулял глупышка, И замёрз он как ледышка. Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть. О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот. |
18.Самомассаж головы «Шапка» | |
Мама шапку мне связала, Чтобы я не замерзала, Во дворе весь день гуляла, С детворой в снежки играла. В. Лихоед | Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку. Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами. |
19.Самомассаж рук губкой «Стирка» | |
Постираем в ванночке рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки Г. Лагздынь | Гладят ладонь жёсткой стороной губки. |
20.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок аленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так! Вот так! Новые кроссовки! Н. Нищева | На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы. |
21.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. — Но я же играю с тобою малыш! — А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! | Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. |
22.Самомассаж ватными палочками «Барабан» | |
Барабанить можно громко, Барабанить можно звонко, Барабанить сильно можно, Только тихо очень сложно! Т. Коваль | Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук. |
23.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка» | |
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто | Поглаживающие движения щёткой по ладоням. |
24.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла» | |
У щенка забот немало: вот юла затанцевала – Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу. М. Манакова | Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами. |
25.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом | |
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. | Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. |
26.Самомассаж шестигранным карандашом | |
Кружится веретено, ниточку прядёт оно. Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю. И. Лопухина | Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами. Наматывать нитку на карандаш. |
27.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом | |
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме. А. Барто | Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке. |
28.Самомассаж ладоней ватными палочками | |
На стекле морозный иней. Сколько чёрточек и линий! Н. Френкель | Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья. |
29.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица» | |
Крутит, вертит, стелется По дворам метелица, Заметает все пути, Не проехать, не пройти. Н. Нищева | Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами. Вращают бигуди на ладони. Проводят по каждому пальцу. Катают между ладонями. |
30.Самомассаж ладоней шишками | |
Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого. С головы до ножек весь в иголках ёжик. Как же взять его? А. Капралова. | Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями. |
31.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед» | |
Яблоко ела, куснула морковку, Орехи разгрызла Быстро и ловко. Всё надкусила, Что рядышком было! Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех. А. Шевченко | «Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название. Хлопают в ладоши. Покусывают пальцы прищепкой на другой руке. Хлопают в ладоши. Катание грецких орехов между ладонями. |
32.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами | |
Сколько на ёлочке шариков цветных, Розовых пряников, шишек золотых. З. Александрова | Катают предмет между ладонями круговыми движениями. |
33.Массаж грецкими орехами (каштанами) | |
Научился два ореха, Между пальцами катать. Это очень мне поможет Карандаш в руке держать. | Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. |
34.Самомассаж с помощью бигуди | |
По шоссе снуют машины, По шоссе снуют их шины. Под шуршанье шустрых шин Сладко спит шофёра сын. А. Шевченко | Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями. |
35.Самомассаж ватными палочками «Иголка» | |
Иголка — иголка, ты остра и колка, Не коли мне пальчик, шей сарафанчик! | Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук. |
36.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком | |
Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг. Г. Виеру | Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик. |
37. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка» | |
Вот коленки все в зелёнке У сестрёнки у Алёнки. Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть. Н. Нищева | Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд. Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад. |
38.Упражнение с каучуковыми мячиками «Китайские шары» | |
Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. | Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки – смена рук. |